О чём молчит байкальский омуль
В минувшее воскресенье в России праздновали День рыбака.
Для Иркутской области праздник, может, и не самый главный, но всё же рыболовство занимает достаточно важное место в жизни региона. Например, байкальский омуль - это не только деликатес, но и визитная карточка Приангарья. Поскольку мы живём в области, где много промышленных предприятий, особенно ГЭС, мы решили выяснить, какая на вкус рыбка водится в водоёмах Иркутской области.
В последнее время появились сообщения о том, что на Байкале зафиксированы природные выходы нефти и газа на поверхность воды. Было обнаружено нефтяное пятно размером около квадратного километра. Однако, как заверили нас в Лимнологическом институте, этот факт не привёл к массовой гибели рыбы. Учёные отметили, что газ, выходящий на поверхность, утилизируется практически там же, где выходит на поверхность.
От нефти и газа спасают бактерии
— То, что на дне Байкала есть месторождение нефти и газа, известно давно. Первые свидетельства о выходе ископаемых на поверхность появились ещё три века назад. Местные жители, поднимая рыболовные сети, с удивлением обнаруживали, что их нижний край был испачкан нефтью, — говорит руководитель лаборатории ихтиологии Лимнологического института Наталья Мельникова. — Самая серьёзная проблема — это не нефть и газ, а браконьерство.
Так, по данным специалистов, на Байкале ежегодно задерживают около 10 тысяч браконьеров. Разница между официальным количеством выловленного омуля и реальным уловом может достигать тысяч тонн.
Но как при таком колоссальном загрязнении озеро остаётся самым чистым водоёмом планеты? Один из ответов на вопрос — бактерии. Предполагают, что ещё не изученные микроорганизмы поедают бензин, нефть и газ. До недавнего времени такие бактерии обнаруживали только в морской воде. Об их существовании в пресноводном водоёме никто не знал. Эту загадку природы начали разгадывать учёные Лимнологического института.
Какова вода, такова и щука
Более проблематично в Иркутской области обстоит дело с водохранилищами. Первым в каскаде ангарских гидроэлектростанций находится Иркутское водохранилище. Вода здесь по-прежнему самая чистая, по своим химическим показателям практически не отличается от священного озера. Однако, по мнению заведующего кафедрой зоологии и экологии позвоночных ИГУ Аркадия Матвеева, с момента образования водохранилища количество рыбы уменьшилось в 2–3 раза. Снизилось количество ленка, тайменя, щуки, окуня, правда, таких малоценных пород рыбы, как сорога и елец, пока ещё достаточно.
Напряжённой остаётся ситуация с Братским водохранилищем, где в донных отложениях содержится достаточно большое количество ртути, поскольку водохранилище на протяжении многих лет подвергалось воздействию химических производств. Содержание ртути в его донных отложениях оценивается в
65 тонн. Самыми «грязными» районами водохранилища являются транзитная часть, где вода идёт по старому руслу Ангары, и окинская часть. В этом месте в Братское водохранилище впадает река Ока, которая тоже подвергалась ртутному загрязнению.
Учёные Иркутского института геохимии СО РАН, занимающиеся исследованием водохранилища, заметили, что в связи с закрытием ряда химических производств и снижением сброса ртутных отходов в водоёмы снизилось и количество содержания ртути в рыбе, однако проблема по-прежнему остаётся актуальной.
Исследователи отмечают, что наиболее интенсивно ртуть накапливают хищные виды рыб, менее всего — полифаги и мирные рыбы. Наименее опасен с точки зрения уровня загрязнения карась, следом идёт лещ, затем плотва, окунь и щука.
Специалисты отмечают, что рыба из Братского моря достаточно активно отлавливается и попадает на рынки не только Братского района, но и Иркутска. Продавцы, как правило, скрывают от покупателей информацию о том, где была выловлена рыбка.
Усть-Илимское водохранилище, стоящее последним в каскаде ангарских ГЭС, изначально было малоценным с точки зрения рыболовства, в своё время не было даже предпринято попыток зарыбить его ценными сортами рыб. Такие малоценные виды, как щуки, сороги, елец, окунь — являются основными обитателями этого водоёма.
— Летом вода в Усть-Илимском водохранилище «зацветает», там активно развиваются сине-зелёные водоросли, поглощающие максимальное количество кислорода, что ведёт к заболачиванию водоёма, — поясняет Аркадий Матвеев.
Сейчас активно идёт строительство новой гидроэлектростанции — Богучанской, часть водохранилища которой будет располагаться на территории Иркутской области. Все эксперты в один голос заявляют, что в нём не будет благоприятных условий для развития рыбного хозяйства.
— Чем дальше по течению Ангары, тем грязнее вода, с большим содержанием биогенов, «цветущей» водой, — отмечает Аркадий Матвеев.
В конце августа — начале сентября специалисты лаборатории проблем геохимического картирования и мониторинга иркутского Института геохимии СО РАН будут проводить исследование возможных последствий строительства Богучанской ГЭС, в том числе и на рыбные ресурсы.