Дмитрий Верхотуров

© Babr24.com

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаМир

40144

13.06.2023, 04:04

Если в Шпрее нет воды...

Тем временем, в Берлине новая напасть. Согласно данным президента Департамента окружающей среды ФРГ Дирка Месснера, Берлину угрожает серьезный дефицит воды в том случае, если будет остановлена добыча бурого угля на карьерах в Лаузице, в юго-восточной части Германии. Правящая коалиция партий составила план, согласно которому в 2038 году добыча бурого угля должна быть прекращена ради перехода на возобновляемые источники энергии. Есть и более радикальные идеи. Например, министр-президент Потсдам-Бранденбурга Дитмар Войдке из Социалистической партии Германии вообще считает, что возможно закрытие карьеров и угольных электростанций в 2032-2033 годах. С таким радикализмом не соглашается даже министр экономики ФРГ Роберт Хабек из партии «Зеленых», которого в Германии склоняют часто и по разным поводам.

Разговор идет лишь о том, когда закрывать угольные карьеры, но не о том, надо ли это вообще. Между тем, уже упомянутый Дирк Месснер сообщает, что его ведомство провело исследование, говорящее о том, что после закрытия карьеров объем воды в реке Шпрее уменьшится примерно наполовину при нормальном поступлении воды из природных источников. Это ударит по водоснабжению Берлина и земли Бранденбург.

Дело в том, что буроугольные карьеры — наследие ГДР — являются также источником значительной части воды. Начиная с середины 1960-х годов в ГДР стали строить гигантские карьеры в юго-восточной части республики и столь же гигантские тепловые электростанции при них. Бурное промышленное развитие ГДР требовало электроэнергии и бурый уголь был чуть ли не единственным крупным энергоносителем. Уголь залегает ниже водоносного горизонта, и потому из карьеров приходится откачивать воду. Практичные немцы решили использовать эту воду для пополнения своих запасов воды. Поскольку вода из карьеров содержит много железа и сульфатов, она проходит несколько стадий очистки: сначала при помощи известняка снижается кислотность воды до нейтрального уровня, затем отстаивается от примесей оксидов железа, а затем фильтруется. После очистки воду используются как для электростанций, так и направляют в реку Шпрее.

Из карьеров в Лаузице выкачивается порядка 58 млрд кубометров воды в год. Эта вода значительно пополняет водные запасы реки Шпрее, в Саксонии около 50% стока, что позволяет поддерживать водоснабжение земель Саксонии, Бранденбурга и Берлина. Но и этого не хватает; промышленность Берлина уже сейчас испытывает дефицит воды. Если этой добавки не будет, то в Саксонии прогнозируется дефицит в размере 95 млн кубометров, а в Бранденбурге - 126 млн кубометров воды в год. Придется брать воду из подземных горизонтов, но и их ресурсы вовсе не беспредельны.

На кону водоснабжение Берлина с населением 3,6 млн человек, Саксонии — 4 млн человек, и Бранденбурга — 2,5 млн человек. Всего — 10,1 млн человек. Если в реку Шпрее не добавить воды, то река потеряет порядка 70% своего объема, а в особо засушливые годы может даже и пересохнуть. Тогда берлинцам придется туго.

Удивительное дело! Экологи больше всего говорят о том, что близится дефицит питьевой воды, но именно политика «зеленых» по энергопереходу создает в Германии серьезную и весьма близкую угрозу сильного водного дефицита. Эта политика последовательно лишает Германию источников энергии, сначала каменного угля, потом значительной части природного газа, в этом году отключили все атомные электростанции, что делает электроэнергию страшно дорогой. Нужно еще помнить, что подземная добыча воды тоже занятие энергоемкое и тут встает вопрос, хватит ли возобновляемой энергии и на эти нужды. Если так пойдет и дальше, то Германии придется в некотором будущем завозить воду танкерами, прямо как предлагалось для засушливых стран Африки. Привозной воды хватит только на питьевые нужды.

С дефицитом и, как следствие, непомерной дороговизной электроэнергии и воды Германия будет отброшена далеко назад в своем экономическом развитии, что ударит по всей Европе, поскольку Германия является одним из важнейших экономических центров Евросоюза. Какая-то саморазрушительная политика, очень похожая на прямое вредительство.

С подобной политикой правящая коалиция партий неизбежно потерпит поражение и крах. Тут даже сомнений нет, слишком много к ним накапливается претензий. Весь вопрос лишь в том, насколько далеко зайдет социально-экономический кризис, вызванный этой неразумной политикой, какие у него будут политические последствия и что именно родится в Германии в порядке разрешения этого кризиса. Германия вполне может нестись в этот тупик до того момента, когда уже не будет ни времени, ни экономических ресурсов для исправления или хотя бы стабилизации положения. Да, думается, следующие десятилетия в Германии будут интересным временем, наполненным ожесточенной политической борьбой между самыми радикальными по духу движениями и партиями. Как мы знаем из истории, немцы вполне умеют быть радикалами, если потребуется.

Отважусь сделать предположение, что выход из сложившейся ситуации для Европы в будущие десятилетия будет состоять лишь в тесном политическом и экономическом союзе с Россией. По крайней мере, для Северной Европы это так, и трудно, почти невозможно предложить какие-то другие реалистичные варианты.

Дмитрий Верхотуров

© Babr24.com

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаМир

40144

13.06.2023, 04:04

URL: https://babr24.news/?IDE=246823

Bytes: 5287 / 5189

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Верхотуров.

Другие статьи в рубрике "Экология"

Свалка на четыре футбольных поля в Красноярском крае: 1,5 миллиарда за мусор, который не хотят убирать

Красноярский край продолжает расплачиваться за мусор, который годами копился не там, где положено. На этот раз в центре внимания оказалась компания «Эко-Транспорт» — с неё Росприроднадзор требует 1,5 миллиарда рублей за вред, нанесённый окружающей среде.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияЭкономика и бизнесКрасноярск

3719

04.07.2025

Северный мусорный оператор: год спустя — та же схема, те же проблемы

Первого июля исполнился ровно год с того момента, как в Братске и северных районах Иркутской области начал работать новый региональный оператор по обращению с отходами — ООО «Северный региональный оператор ТКО». Формально новый.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

4199

03.07.2025

Красноярск на пороге 400-летия: мусорные завалы, формальдегид и иллюзия чистого воздуха

До юбилея Красноярска остаётся три года. Городу — 400. И всё это время здесь жили, строили, задыхались, выбрасывали, сжигали, прятали, свозили. Казалось бы, к такой круглой дате — повод расчистить завалы, не только праздничные афиши повесить, но и реально привести город в порядок.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаКрасноярск

3340

02.07.2025

Мусора меньше не стало, а виноваты — вы: как власти Красноярского края отчитались о свалках в Солонцах

В Красноярском крае продолжается затяжной мусорный кризис. В этот раз под ударом оказался посёлок Солонцы. Министр экологии Владимир Часовитин в своём телеграм-канале попытался объяснить, почему улицы завалены отходами и как власти якобы решают эту проблему.

Анна Моль

ЭкологияЖКХЭкономика и бизнесКрасноярск

4124

01.07.2025

Телеграм Бурятии за неделю: уголовные очистные, арестованный эколог и призраки прошлого

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 23 по 30 июня включительно. Кадры из прошлого В правительстве Бурятии вновь запахло кадровыми перестановками.

Виктор Кулагин

ЭкологияПолитикаСкандалыБурятия Байкал

5389

30.06.2025

Земля под вопросом: что на самом деле решил Конституционный суд по Прибайкальскому нацпарку

Конституционный суд РФ впервые официально признал: с правовым режимом сельхозземель внутри Прибайкальского национального парка всё не так просто.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаНедвижимостьИркутск Байкал

7049

30.06.2025

Красноярск по уши в мусоре: Шепелев правит, Часовитин кивает

Утро в Красноярске теперь начинается не с кофе, а с того, что ты выглядываешь в окно и видишь: мусор всё ещё здесь. Он не ушёл. Он остался. Как и вонь, как и крысы. Люди думали, что с забастовкой водителей 25 июня всё как-то разрулится. Что, как обычно, «замнут».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесЖКХКрасноярск

6081

27.06.2025

Росатом. Байкальск. Усолье. 12 лет под видом очистки

Байкальск и Усолье-Сибирское много лет остаются центрами крупнейших экологических проблем страны. Но вместо ликвидации токсичного наследия — только техтуры и новые обещания. Байкал — не просто национальное достояние. Это лакмусовая бумажка всей экологической политики в России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

10044

26.06.2025

Мусор не вывозят, зарплаты режут: Красноярск расплачивается за лояльность к «РостТеху»

25 июня 2025 года Красноярск оказался перед лицом новой мусорной реальности — водители мусоровозов на левом берегу города отказались выходить в рейсы. Причина — снижение зарплаты. Формально — на 15 процентов. По факту — люди почувствовали это сразу: привычные 90 тысяч с премией превратились в 65.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесЖКХКрасноярск

6755

25.06.2025

Все умрут, а на Байкальском тракте останутся?

Уже сложно сказать, сколько раз продлевали срок эксплуатации полигона на пятом километре Александровского тракта, куда с 1963 года вывозят твердые бытовые отходы из Иркутска. Ну не везет столице Восточной Сибири с чиновничьими талантами, которые бы позволили хоть как-то решать проблему.

Георгий Булычев

ЭкологияПолитикаСкандалыИркутск

10731

24.06.2025

Второй удар по Енисею: топливо снова в реке, выводов по-прежнему нет

В Красноярском крае — новая экологическая катастрофа. Не прошло и двух недель с момента разлива дизельного топлива на Казачинских порогах, как в реку снова попали нефтепродукты. На том же участке. С тем же судном. По сути, при тех же обстоятельствах.

Анна Моль

ЭкологияМаразмТранспортКрасноярск

6609

24.06.2025

Чистый воздух — не для всех: Иркутская область идёт к отчёту с превышениями

До завершения первого этапа проекта «Чистый воздух» остается полтора года. В 12 городах страны, вошедших в программу, должны снизиться объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как минимум на 20%. Сроки сжимаются.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

5779

24.06.2025

Лица Сибири

Чупров Сергей

Ковалева Альбина

Патраков Андрей

Курганская Галина

Шевченко Валерий

Щепин Андрей

Немировский Олег

Корняков Михаил

Цыденов Александр

Якубовский Александр