РепринтЪ: Все, что вы хотели знать о воде из-под крана
10 лет назад, летом 2003 года, Бабр писал:
"Встретившись с нашим корреспондентом, специалист городского санэпиднадзора Галина Климова с легкостью развеяла все мифы, которые накрутили иркутяне вокруг водопроводной воды. Горячую воду из-под крана, так же как и холодную, можно пить без кипячения, хлор в воде незначителен и неопасен, а больше всего не повезло с качеством воды не рядовым горожанам из многолетних "хрущоб", а жителям загородных коттеджей.
Вода грязная из-за труб
Сегодня в санэпидстанцию жалуются на ржавую или даже черную воду, бегущую из кранов. Надо долго спускать воду и ждать, прежде чем она станет прозрачной. И этому есть объяснение. Сейчас, летом, идет подготовка сетей к зимнему периоду. Практически ежедневно в том или ином районе города отключают подачу воды. А при включениях происходит гидравлический удар, и вода под огромным напором срывает со стенок труб различные отложения. Качество же труб оставляет желать лучшего.
– У нас огромнейшая система водопроводных труб, они лежат под землей, эксплуатируются десятилетиями, а в нашем городе уже буквально полвека, – говорит заведующая отделом коммунальной гигиены Галина Климова. – Вы сами можете представить, в каком они состоянии.
– Хотя часто бывают необъективные жалобы, – продолжает Галина Климова. – Мы приезжаем, отбираем воду и ничего не находим. Иной раз бабулечка старая нальет воду в банку и держит по два-три дня. Извне в воду что-то попадает, или банка изначально была немытая, а бабушка начинает паниковать, нас вызывать.
Хлор – почти миф
От воздействия некачественных труб на воду спасает хлор, которого многие так боятся. Одно время от иркутян валом валили жалобы на сильный запах хлора в водопроводной воде.
– Мы проверяли и эти жалобы. Но концентрация хлора в трубах не высока. Не в интересах Водоканала перерасходовать это очень дорогое средство. Кроме того, у газообразного хлора есть способность растворяться в воде. А у труб – свойство поглощать этот самый хлор. До наших квартир вода доходит уже практически без него. Перерасходы хлора были лет десять назад.
Кстати, ошибочно мнение иркутян, что хлор придает воде белый цвет. Якобы вода должна постоять, хлор испарится – и воду можно будет пить. На самом деле вода становится белой из-за большого давления в магистральных трубах, от чего образуются мельчайшие пузырьки.
– Я считаю, что идет лоббирование интересов некоторых фирм, которые продают устройства для фильтрации воды в квартирах, – говорит начальник отдела коммунальной гигиены Галина Климова. – Они говорят, что вся вода некачественная, плохая, грязная. Есть негативные моменты, я на них остановлюсь. Но это неправда, что вся иркутская водопроводная вода не годится к употреблению. Однако народ испуган, пьет только кипяченую воду, боится хлора. Но вот так получилось, что хлорирование – это наименее опасный метод обеззараживания воды, другого метода мы просто не имеем.
Можно ли пить холодную воду из-под крана?
– У некоторых из моих коллег, санитарных врачей, стоят дома фильтры. А я, например, очень люблю сырую воду без всяких фильтров, кипяченую употребляю только в супах и чае. Без сырой воды просто не могу, она мне кажется вкусной. Я не призываю всех равняться на меня. Но могу точно сказать: это миф, что сырая вода вредна. Однако я всем советую – всегда спускайте воду. Ее можно смело употреблять через десять-пятнадцать минут после включения крана. По санитарным правилам, при проверке воды мы всегда берем пробы именно через такой промежуток времени.
Известковый налет – участь коттеджей
По мнению Галины Климовой, в худшем положении сейчас находятся люди, которые построили себе коттеджи. Как правило, они не смогли подключиться к общегородской сети. Поэтому сделали локальную артезианскую скважину у себя на месте. Эти-то люди и вынуждены ставить себе фильтры и пользоваться средствами, которые так широко рекламируются, смягчают при стирке воду и спасают спирали в стиральных машинах от известкового налета.
А у горожан источником водоснабжения являются крупнейшие водозаборы на Иркутском водохранилище. В Ершах расположен водозабор для холодной воды, а на плотине ГЭС – для горячей.
– Вы только подумайте, у нас практически нет осадков на чайнике, – продолжает заведующая коммунальным отделом СЭС. – Вода грешит только ржавчиной из-за старых труб. А тот, кто берет воду из колодцев или скважин где-нибудь на даче, вынужден регулярно чистить чайник от известкового налета.
Колонки мутят иркутскую воду
У Водоканала очень мощная лаборатория, через которую ежедневно проходят пробы городской воды из водопроводных сетей. А поскольку проверить качество воды в каждой иркутской квартире невозможно, то самыми доступными для этого объектами остаются уличные колонки.
Для городского ЦСЭН водозаборные колонки стали настоящей проблемой. Большей частью они находятся в районах неблагоустроенного сектора, в котором живет определенный контингент. И как следствие – колонки находятся просто в ужасном состоянии.
– Вот вам пример, – говорит Галина Климова. – Недалеко от "шанхайки", на углу Софьи Перовской и Борцов Революции, есть одна колонка. Вокруг живут цыгане, и около колонки кипит жизнь, как у какого-то азиатского источника, – там и стирают, и полощут, и пьют, и моются. Там же находятся колодцы, в которые стекают помои. А когда состояние территории неудовлетворительное, нет гарантии, что грязь не попадет в сеть.
Сети изношены почти на сто процентов
Вообще-то система водопровода считается герметичной, однако исключить разгерметизацию никто не может, ведь трубы проходят под землей. В Иркутске повышенная сейсмологическая обстановка, и то, что в определенные периоды количество аварий резко повышалось, возможно, свидетельствует о воздействии землетрясений. А износ сетей в городе и так составляет 80 процентов, в некоторых районах достигает ста.
Еще принято считать, что в центре города водопроводные сети изношены больше, чем в микрорайонах. Однако, как это ни парадоксально, во многих микрорайонах, которым от силы тридцать лет, сети в худшем состоянии. Все дело в блуждающих токах. Они возникают из-за подземных кабелей и способствуют коррозии водопроводных труб.
– В Иркутске вся сеть – протяженностью пятьсот километров, – говорит Галина Климова. – Наш город в этом плане очень специфический. На эти пятьсот километров всего один водозабор. Во многих других городах – Москве, Питере, Братске, Усть-Илимске – существуют целые системы водозаборов, которые обслуживают короткие сети. А нашу колоссальную сеть очень сложно эксплуатировать.
В воде живут не опасные бактерии
Некоторые сложности с горячей водой появились у иркутян четыре года назад. На определенных участках сети в горячей воде возник запах сероводорода. Санитарные врачи проанализировали этот феномен. И пришли к выводу, что виной всему были холодные зимы. Температура воды в трубах постоянно менялась. В системе водоснабжения живут определенные микроорганизмы, то есть неболезнетворные бактерии. При изменении температуры они дают такой характерный запах.
– Сейчас пошли жалобы на то, что горячая вода недостаточно горячая, – говорит врач-эпидемиолог. – Некоторые санитарные врачи на планерках уже сами жалуются на то, что утром невозможно стоять под душем. Мы и с этим разбираемся, хотя раньше не сталкивались с такими жалобами. Я так подозреваю, что это вина не теплоэнергетиков, а рядовых сантехников Афонь.
Горячую воду можно пить
Бытует мнение, что горячая вода в Иркутске хуже, чем холодная. Но эпидемиологи уверяют, что источник горячий воды тот же, что и холодной. В специальных сооружениях (Ново-Иркутская ТЭЦ, электробойлерные, котельные) происходит нагрев холодной воды, это тоже определенная дезинфекция.
– У нас требования и к горячей, и к холодной воде одни и те же, – уверяет Галина Климова. – Горячая вода не хуже холодной. Когда нам жалуются на отключение холодной воды и паникуют по поводу того, что пить и как жить, мы советуем: вы не бойтесь, наливайте горячую воду в чайник и кипятите.
Кстати, в сливном туалетном бачке вода такая же, что и в кране. Не зря существуют рекомендации для чрезвычайных ситуаций – в случае чего использовать туалетную воду для питья. Но все-таки лучше вскипятить эту воду, все таки далеко не все иркутяне регулярно моют свои бачки.
Александра Дианова
Альтернативная вода безнадежна
Не стройте иллюзии о качестве подземных вод Иркутской области
Сейчас вся вода в квартиры горожан поступает из Иркутского водохранилища, но для водоснабжения любого города должны существовать альтернативные источники питьевых вод. Для Иркутска такими источниками могут служить подземные воды. За последние годы гидрогеологами ФГУГП Иркутскгеология открыты два месторождения и несколько участков для добычи пресных подземных вод. Сегодня эксплуатируется Ушаковское месторождение, снабжая водой микрорайон Зеленый. Иркутское месторождение расположено на правому берегу водохранилища.
Кроме этого, на некоторых предприятиях Иркутска и области работают одиночные скважины (около 700). К сожалению, многие из них бездействуют, некоторые сохраняются как резервные.
Гидрогеологи Иркутского регионального центра мониторинга геологической среды на протяжении 40 лет наблюдают подземные воды нашей области. С каждым годом они отмечают их прогрессирующее загрязнение, особенно в городах области. Всем известна проблема с ртутным загрязнением Братского водохранилища. Это оказывает свое негативное влияние и на подземные воды. Грунтовые воды вокруг отстойников химических производств Усолья-Сибирского также далеки от идеальных. При разведке Новомальтинского месторождения пресных вод для Усолья специалисты обнаружили ртуть. Одним словом, гидрогеологи говорят, что подземные воды Иркутской области уже сейчас находятся в таком состоянии, что давно пора бить в колокола.
Что может служить источником загрязнения подземных вод?
Абсолютно все, что окружает нас, и особенно то, что создано человеком. Например, тепловые электростанции, работающие на угле. Каждая ТЭЦ в сутки сжигает не один состав угля. Представьте, сколько остается золы! Ее смывают под большим давлением водой в золоотвалы (углубления для отходов производства). Вода фильтруется, проходя через толщу грунтов, и несет сквозь них то, что содержится в этой золе (кремний, металлы), достигая подземной воды. При употреблении такой воды в организме человека и появляются камни.
Кроме золы в подземные воды попадают отходы металлургических предприятий – они доставляют в воды фтор. Деревообрабатывающие производства, которыми славится наша область, подвергают подземные воды фенольным загрязнением.
Источником загрязнения подземных вод может стать даже маленький объект, не имеющий централизованной канализации стоков своего производства. Например, животноводческая ферма или даже небольшая прачечная-химчистка. Некоторые из них имеют выгреб, в который сбрасывают остатки своего производства (химические). Сложно найти АЗС, которые как грибы растут с каждым днем в нашем городе, соответствующие всем нормам и стандартам. Многие из них грешат аварийными разливами и утечками нефтепродуктов на почву.
Специалисты вспоминают историю с одним из иркутских хлебозаводов, который работал на мазуте, хранящемся в специальной емкости. Она со временем пришла в негодность и дала трещину. Содержимое стало протекать в почву и там копиться. В конечном счете мазут прошел несколько слоев, достиг подземных вод и фонтаном вышел в реке. В результате загрязненными оказались не только подземные воды, но и река.
Кроме того, в последнее время в Иркутске стали появляться частные дорогие домики-коттеджи, которые строят без централизованной канализации, с собственной выгребной ямой. По своему незнанию хозяева не бетонируют ее или ставят железную емкость, которая со временем приходит в негодность, отходы естественным путем попадают в почву и в итоге – в подземные воды. Такое в нашем городе происходит на каждом шагу.
Немаловажным фактором загрязнения является то, что подземные воды не являются независимым, неизменяемым целым. Они взаимосвязаны. Поэтому, если один водопользователь не содержит зону санитарной охраны в надлежащей чистоте, вся грязь попадет к соседям.
По оценкам гидрогеологов Иркутского территориального центра мониторинга подземных вод, если ситуация в ближайшее время не изменится, то иркутян ожидает экологическая катастрофа. Чем грозит человеку отсутствие питьевой воды, не нужно объяснять даже ребенку.
Светлана Шестакова"