Губернатор - "Наполеон"
Всегда опасно, когда к власти приходит человек с амбициями. Особенно если эти амбиции ничем особенно не подтверждены. Федеральный центр давно обозначил, что наша страна, со всей ее извилистой, причудливой и трагической историей, в XXI веке выбирает не гибельно революционный, а методичный и человечный эволюционный путь. И в том числе именно этими соображениями, скорее всего, и объясняется новый порядок прихода губернаторов к власти.
Дело ведь вовсе не удушении демократии, а в элементарной подстраховке жителей измученной переменами страны. Потому что уж больно много было в свое время нареканий к избранным региональным лидерам…
Когда полтора года назад губернатором Иркутской области назначили Александра Тишанина, население Приангарья отнеслось к этому весьма благосклонно. Нормальный, крепкий, дисциплинированный управленец и хозяйственник – а каким еще может быть бывший начальник Восточно-Сибирской железной дороги?!
Никто не ждал от Тишанина золотых гор и суперпроектов. Ждали методичной, спокойной работы по «вытягиванию» региона. Но, видимо, даже обласной «скипетр» может ослепить человека. Не прошло и года губернаторствования Тишанина, как у него появились явно «наполеоновские» планы. Сначала в мае этого года громогласно прозвучала идея «агломерации». То есть объединения в супермегаполис трех городов Иркутской области: самого Иркутска, Ангарска (40 км об областного центра) и Шелехова (15 км от Иркутска). Затем, уже совсем недавно, с восторгом было воспринято предположение возвести «город-казино» на берегу Байкала. И все это на фоне отсутсвия видимых изменений по реально проблемным позициям. Проблемы эти и перечислять-то глупо, они ведь общеизвестны и даже практически банальны: необеспеченность населения жильем, преступность, злополучный иркутский аэропорт, который надо выводить из-за черты города… Но это как раз те муторные проблемы, для планомерного, эволюционного решения которых, видимо, и назначили губернатором человека из весьма дисциплинированной и приземленной структуры, и именно железнодорожника.
Внезапная метаморфора крепкого хозяйственника в прожектера нелогична и опасна еще и потому, что она преждевременна. Да, вполне можно понять, что государственнный деятель хочет оставить след в истории. Но ведь для этого нужно сперва выполнить необходимый минмум обязанностей! Иначе попадешь в положение школьника, который вдруг озаботился получением незаработанной еще пенсии. Не стоит сразу мерить себя по коллегам – маститым главам регионов. Да, безусловно, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов «шахматный рай» в безводной калмыцкой степи возжелал построить. Но, пардон, Илюмжинов, в конце концов, миллионер. Может себе позволить. А вот может ли себе позволить подобный «взлет в заоблачные выси» Александр Тишанин – большой вопрос. И, кстати, могут ли позволить «обустройство» региона подобными методами сами жители Приангарья? И может ли: наконец, федеральная власть позволить себе такого назначенца? Потому что в том случае, когда можно было в хорошем смысле действительно сделать себе себе прекрасный пиар и оставить след в истории – а именно в деле с отводом нефтяной трубы от Байкала, правитель Приангарья Тишанин пока не справился. Вопрос пришлось решать лично президенту.
Эксперты-аналитики пока не нашли ответа на резонный вопрос: чем вызвана имитация бурной деятельности Тишанина: только лишь наполеоновскими амбициями, или доскональным знанием реалий современного бизнеса? Ведь, к сожалению, реализация любого крупного проекта сегодня немыслима без «откатов»… Однако это уже компетенция правоохранительных органов.