«Это на 100% историческое сооружение». В томской Палочке появилась землянка спецпереселенцев
Рядом с Центром памяти спецпереселенцев в селе Палочка Томской области появилась точная копия землянки с глиняной печью — такие в тридцатых годах прошлого века строили репрессированные, сосланные в Сибирь. Теперь посетители центра смогут своими глазами увидеть, как жили ссыльные, прокладывавшие новую жизнь в глухой тайге лопатой и топором.
Село Палочка появилось в Верхнекетском районе Томской области после слияния четырех поселений спецпереселенцев — Суйги, Проточки, Городца и старой Палочки. Все они были основаны во времена коллективизации. Весной 1931 года в новой Палочке высадили 7800 раскулаченных алтайских крестьян. Через полтора года их осталось 700 — остальные погибли от голода, болезней и непогоды.
В 2020 году жительницы села Ирина Янченко и Гульнара Корягина открыли в Палочке первый в России Центр памяти спецпереселенцев. Землянка, которую построил столяр, краевед и волонтер Станислав Кармакских, находится примерно в ста метров от него (села). Во время экскурсий посетители Центра смогут увидеть, в каких условиях жили репрессированные крестьяне.
«Работники мемориального комплекса обратились с просьбой помочь построить землянку. Мы с ними поискали чертежи, поговорили с местными и в прошлом году начали строить. В этом году закончили: сделали чувал (селькупскую печь из веток и глины), нары и покрыли крышу непромокаемым материалом, чтобы ее не заливало. Местные активно помогали. У первых поселенцев не было железа, им давали лопату, топор, пилу и все. Землянка напоминает традиционное остяцкое жилище. А откуда бы спецпереселенцы взяли образец — только у местных жителей. Я уверен на 100%, что это именно историческое сооружение», — рассказал Станислав Кармакских агентству «РИА Томск».
Также томский столяр планирует построить для центра копию баржи, на которой перевозили спецпереселенцев. Оригинальное судно затонуло в притоке Кети недалеко от Палочки. Поднять его невозможно из-за сильно прогнивших конструкций.
Фото: Станислав Кармакских // «РИА Томск».