Блогнот. Цирк не уехал и священники остались
Сегодня исполняется пятьдесят два года с того дня, как Новосибирский цирк принял первых зрителей. Цирковые номера, конечно, жители полюбили намного раньше – с самого основания посёлка их можно было наблюдать во время народных гуляний на центральной ярмарочной площади. Тогда публику развлекали заезжие артисты, а значительное место в программах отводилось состязаниям борцов.
В 1904 году появилось первое деревянное здание цирка, но зрительский интерес был настолько велик, что к 1917 году в Новониколаевске функционировали уже два стационарных цирка. Так, в мае 1910 года к сибирякам приехал знаменитый «паровоз» Владимира Дурова со своим коронным номером – «Железная дорога» с десятками животных. На манеже появлялся настоящий паровоз с обезьяной в роли машиниста. Роль начальника станции была доверена бульдогу, кассира – козлу, а носильщика – гусю. Когда состав уже трогался с места, в последний вагон прыгал настоящий заяц – как и положено его статусу, без билета.
«Горшок земли – это крестьянам, веревку – рабочим, рваные штаны с пустыми вывороченными карманами – министерству финансов», – лично комментировал Дуров выступления своих подопечных, согласно проблемам времени.
В середине 20-х в Новосибирске появился летний цирк-шапито. Еще через десять лет Новосибирский цирк стал государственным, а труппа – сильнейшей в Сибири. Наших артистов знали по всей стране. Во время войны в Новосибирск был эвакуирован Московский цирк на Цветном бульваре, и тогда на местной арене выступали Дуровы, Запашные и многие другие.
Современное здание цирка проектировали в московском институте Гипротеатр, а новосибирские градостроители в это время решали, где расположить здание. В итоге решили построить цирк на одной линии с Вознесенским кафедральным собором, который до конца 80-х годов был единственным функционирующим православным храмом в городе. Все источники называют этот факт «интересным планировочным решением».
В проект впервые закладывали идею многофункционального использования цирка как киноконцертного зала, зала массовых собраний, спортивных демонстраций, выставок и так далее. Внутренняя часть здания тоже отличалась от всех ранее построенных цирков: манеж был смещён в сторону выхода артистов, продумана новая схема заполнения зала зрителями и их эвакуации, вместо традиционного купола здание покрыли оболочкой, за счёт чего получили абсолютно новую форму. И вот 11 февраля 1971 года новаторское по тем временам здание распахнуло свои двери.
Проект Новосибирского цирка настолько понравился советским градостроителям, что его повторно применили в Уфе, Куйбышеве, Донецке, Кривом Роге, Перми, Воронеже, Ворошиловграде, Харькове, Брянске и Череповце. К сожалению, эти здания так и не стали полифункциональными, ради чего и были задуманы все новые архитектурно-строительные формы. Многие решения впоследствии переоценили и назвали сомнительными, особенно, относительно главного назначения здания – например, отсутствие купола, который очень важен для выступления воздушных акробатов.