Бич для учителя
На балу выпускников-медалистов, прошедшем в понедельник в Кремле, Владимир Путин пообещал скорректировать закон об образовании – чтобы “такие понятия, как общее образование и так называемое полное среднее, были идентичными, чтобы именно оно – общее среднее образование – было и обязательным, и бесплатным”.
Сейчас закон гарантирует бесплатность только дошкольного, основного общего (9 классов) и среднего профессионального образования. Обязательным же является только основное общее.
Заявление президента о бесплатном обязательном среднем образовании (11 классов) наверняка обрадовало школьников и их родителей, но вряд ли - учителей. Дело в том, что ныне действующий Закон “Об образовании”, принятый в 1996 году, позволяет администрации школы самостоятельно решать судьбу нерадивых учеников. В статье 19-й закона указано, что учащегося можно исключить, если он достиг 14-летнего возраста, за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения, а также за противоправные действия. Иными словами, разрешено исключать балбесов и больше заниматься с остальными учениками, не растрачивая драгоценное время на дисциплину и повторение уже усвоенного большинством ребят материала.
Если же обещанные президентом поправки будут внесены в закон, мы вернемся к советской системе, когда каждый был обязан в том или ином виде получить полное среднее образование. В этом случае учителям придется тянуть на “тройки” отстающих и не желающих учиться детей, только чтобы не лишать их возможности получить необходимый аттестат. При этом будут страдать и остальные ученики в классе, которым достанется меньше внимания, а значит, и необходимых им знаний, и педагоги, так как им придется растрачивать часть своих сил впустую.
Свое решение Владимир Путин объяснил тем, что “государство должно быть всегда рядом со своими гражданами, всегда поддерживать и помогать им. И прежде всего - молодым людям, которые только вступают в самостоятельную жизнь”. Эти слова, несомненно, заслуживают поддержки, которую и продемонстрировали президенту “золотые” выпускники. Возникает лишь один вопрос: надо ли помогать тем, кто учиться не хочет?