Исторические здания в Красноярске. Повод для гордости или для опасений?
Красноярск разительно отличается от других городов Сибири уникальными в своём роде зданиями. Фортуна оказалась благосклонна и подарила красноярцам примеры совершенно разных стилей и эпох. Деревянное зодчество, каменные застройки, модернистские здания в духе русских авангардистов формируют по-настоящему уникальный образ города. Однако, такое культурное богатство требует, как минимум, повышенного внимания со стороны городской администрации. Как никак, купеческим домам, в среднем, больше века. Для деревянных застроек это, конечно, не приговор, но без должного ухода, а порой и кардинальной реставрации, их судьба может сложиться очень трагично.
Одним из таких примеров стал нашумевший дом Ленина. В нём вождь мирового пролетариата прожил с 4 марта по 30 апреля 1897 года. И буквально на днях объект культурного наследия напомнил о себе в не самом лучшем ключе. Дело в том, что совсем недавно, 28 апреля там нашли пропавшего 8-летнего мальчика, который находился долгое время вместе с неизвестным мужчиной. Выходит, что памятное здание по факту не более чем заброшка, в которую может проникнуть любой желающий. Вернее, мог. К счастью, СК сейчас опечатал территорию. Заколочены все окна, больше нет зияющей дыры в заборе, которая вела на захламлённый задний двор. Иными словами, даже при особом желании, проникнуть в дом будет затруднительно.
Администрация рассчитывала продать это здание минимум за четыре миллиона рублей. Естественно, покупатель должен в течение года после столь удачной инвестиции отреставрировать дом. Условия вряд ли можно назвать выгодными, лот выставлялся уже дважды в 2016 году, но, увы, торги не состоялись. Заявок не было, не нашлось ни одного мецената. Иначе назвать покупателя такого домика не получится.
Можно, конечно, подумать, что дом опечатали и рано или поздно с ним что-то сделают. Правда, справедливости ради, это далеко не единственный случай попустительского отношения к постройкам позапрошлого века.
Дом четы Потехиных на Вейнбаума, 27 расположен буквально в 15 минутах ходьбы от вышеупомянутого дома Ленина. В первую очередь он примечателен своей отделкой и деревянным декором. В нём чувствуется эпоха. Это, своего рода, образчик усадеб времён первой половины 19 века. Жилой дом перенёс несколько бедствий. Вследствие пожара 2008 года, пострадала часть крыши и крыльцо. Что случилось с ним дальше совершенно непонятно.
Уже одного взгляда снаружи хватает, чтобы понять одну закономерную вещь – фасад в откровенно ужасном состоянии. Внутри дома картина плачевная: убранство представляет из себя обычную помойку. Бывшие, менее интеллигентные посетители даже оставили после себя следы: куча пакетов и пластиковых бутылок. Здесь встаёт вопрос уже не о культурном облике, а безопасности. Только вдумайтесь, в центре города есть самые настоящие бомжатники. Что там происходит в течение ночи, и кто там проживает, никому не известно. После истории с пропавшего мальчиком общественности и властям Красноярска стоит уделить больше внимания подобным бесхозным домам.
Хотелось бы восхититься тем, что старинные дома реставрируют с сохранением оригинального фундамента, воссоздают оригинальные ставни из дерева, орнамент, интерьер и планировку. Однозначно важно сохранять облик города, нашу культуру. Но проблема кроется в том, что это дорого и затратно по времени. Это можно понять, но зачем оставлять такие ценные территории открытыми? Неужели нельзя оградить бывшую усадьбу? Это хотя бы защитило её от вандалов и нежелательных гостей, которые приходят туда явно не на экскурсию.