Путинизм поживет еще немного
Для тех, кто ждет скорого краха путинского режима, есть очень плохие новости. Режим этот укрепил свой экономический базис, найдя в Арктике новые, и весьма значительные запасы нефти. Вообще, по отчету Минприроды за 2020 год, прирост промышленных запасов по данным геологоразведки составил 1002 млн тонн нефти и 747 млрд кубометров газа, что больше годовой добычи. Общих запасов нефти в России на 35 лет текущей добычи. Но самое интересное было в отдельных открытиях. Испытания продуктивного пласта Западно-Иркинского месторождения на Таймыре позволили определить и поставить на государственный баланс запасы в 511 млн тонн нефти и 138 млрд. кубометров попутного газа.
В июне 2019 года Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых утвердила запасы шести месторождений Пайяхской группы в 1,2 млрд тонн нефти. В январе 2020 года они были поставлены на государственный баланс. Еще в 2014 году запасы этого месторождения оценивались всего в 50 млн тонн.
Это все Таймыр, точнее его западная часть, прилегающая к Енисейской губе. Пайяха и Западно-Иркинское месторождение расположены рядом, примерно в 130 км к юго-западу от Дудинки.
«Роснефть» не собирается откладывать освоение новых крупных месторождений, калибра знаменитого Самотлора, в долгий ящик. Уже утвержден проект строительства крупного нефтяного терминала «Порт бухта Север» на Диксоне мощностью 26,1 млн тонн в год. Это, между прочим, 5% годовой добычи нефти в России. Уже в 2024 году планируется выйти на объемы перевозок в 30 млн тонн нефти.
К этому надо добавить еще несколько немаловажных нюансов. Во-первых, эти открытия, скорее всего, не последние. Как только добрались с современным геологоразведочным оборудованием и технологиями до известных уже нефтяных месторождений Таймыра, так сразу и пошла крупная нефть. Вся Таймырская низменность к северу от плато Путорана вполне может быть нефтеносной и с большими запасами. Имеется 1,7 млрд тонн новых запасов только на самом западном краю этой низменности. Хороший потенциал на нефть и газ есть, скорее всего, у всего обширного мелководного шельфа при впадении Оби и Енисея в Карское море.
При этом известно еще с конца 30-х годов проявления нефтеносности на Хатанге, в восточной части Таймыра, и есть надежные сведения о проявлениях нефти в западной части устья Лены. Там тоже есть обширный мелководный шельф. Но туда пока что современная геологоразведка не добралась.
На мой взгляд, если уже сейчас открыто столько нефти, то в ближайшие годы могут быть открыты новые запасы 5-6 млрд нефти и 2-3 трлн кубометров газа. Думаю, что вполне можно говорить о запасах в 10 млрд тонн нефти. Это существенно меняет перспективы нефтегазодобычи в России.
Таймыр выглядит в свете новых находок выгодным районом добычи. Нефтеналивные порты могут быть сооружены как на западе, так и на востоке полуострова, соединены нефтепроводами между собой и с нефтяными месторождениями. Из портов нефть можно везти на запад и на восток по интенсивно осваиваемому Севморпути. Вместе с нефтью будет, конечно, осваиваться сжиженный природный газ, который теперь становится наиболее крупным и перспективным проектом на Ямале.
Таким образом, ожидания того, что нефть в России кончится и вместе с этим кончится путинизм, стоящий на распределении нефтегазовых доходов, не оправдались. Кому-то это хорошо, кому-то не очень. Но в ближайшие 30 лет, если, конечно, не будет большой мировой заварухи или решительной схватки за обладание Арктикой, путинизм сам собой не исчезнет. Факты – вещь упрямая.
Отважусь высказать предположение, что в свете всего сказанного, Владимир «Темнейший» Путин, скорее всего, будет править пожизненно. Во-первых, потому, что ему сейчас нет необходимости опасаться за экономический базис созданного им строя. Арктические месторождения осваиваются с хорошим темпом, строится инфраструктура, и освоение нефти и газа Таймыра – это вопрос ближайших 10-15 лет. Во-вторых, Путин сам стал главным политическим активом путинизма, причем не только внутри России, но и на международной арене. На фоне ставших очень странными, если выразиться аккуратно, западных правительств, он выглядит весьма хорошо и снискал большую популярность. Отказываться от такого политического актива неразумно. В-третьих, путинизму удалось за последние несколько лет добиться существенных социально-экономических достижений, сильно укрепивших его позиции. Цифровизация экономики, административного аппарата и общественной жизни, которая очень облегчила и цивилизовала нашу повседневную жизнь, - это главный внутриполитический актив путинизма. Оппозиция, всех сортов и оттенков, не может предложить ничего подобного, даже на словах.
Не являясь сторонником путинизма и не являясь также особенным бенефициаром (за исключением того, что достается от него простым гражданам России), я бы сказал, что в сложившихся условиях устраивать смену власти и общественного устройства нет особых оснований. Да и выгод тоже не просматривается. Пример Запада? Нет, нет, давайте обойдемся без безумств, охвативших ныне США и Европу.