История одной аферы
На фоне серии громких коррупционных скандалов, которые в последнее время сотрясают Иркутскую область, скандал с приватизацией областного пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ) выглядит особенно циничным и общественно опасным.
Пожалуй, никогда еще в современной истории так нагло и цинично не растрачивали средства областной казны.
Напомню предысторию этого события. Распоряжением администрации Иркутской области № 66-ра от 12 апреля 2005 года Комитету по управлению госимуществом было поручено обеспечить внесение принадлежавшего областной казне пакета акций ОАО «ВЧНГ» (11,29% уставного капитала) в уставный капитал ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» (ВСГК). Стоимость пакета была определена в размере 170 млн. рублей. Напомню, что губернатором в то время был Б.А.Говорин, который и инициировал сделку. Данная сделка подлежала утверждению Законодательным собранием. В августе 2005 года в областной парламент администрация Говорина внесла закон «Об утверждении прогнозного плана приватизации областного государственного имущества». В соответствии с ним принадлежавший Иркутской области пакет акций ОАО «ВЧНГ» в размере 11,29% был предложен к приватизации путем внесения в уставный капитал ОАО «ВСГК». Предполагалось, что компания «ВСГК» будет являться основным оператором при проведении газификации Приангарья. Закон был принят депутатами, но не подписан губернатором и не опубликован, а значит, не вступил в законную силу.
Новый губернатор, придя к должности, отклонил закон, наложив на него вето. В своем письме от 21.10.2005 в адрес Заксобрания он сообщил, что приватизация областного госимущества в такой форме (в отсутствие решения Заксобрания) является незаконной. Поэтому Комитет по управлению госимуществом обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной. Назвал он и основную причину отклонения сделки: «Сумма оценки областного пакета акций ОАО «ВЧНГ» сильно занижена по сравнению с реальной. Он был оценен в 170 млн. рублей. Считаю, что в действительности стоимость пакета значительно выше, и составляет на 1 сентября 2005 года 2 млрд. 100 млн. рублей». Далее, губернатор пишет: «Принятие отклоненного мною закона воспрепятствует возвращению в судебном порядке в собственность Иркутской области пакета акций ОАО «ВЧНГ» и тем самым нанесет значительный ущерб областной казне».
В своем выступлении на 14 сессии Заксобрания он заявил: «Вопрос ставится принципиально. Вопрос ставится недвусмысленно. Либо Законодательное собрание области подтверждает заключение неэффективной сделки, либо реальный актив возвращается в собственность области».
На вопрос председательствовавшего на сессии В.К.Круглова: «Можно понимать, что на следующей сессии Ю.В.Параничев выходит с бюджетом в котором дополнительно есть 2 млрд. 100 млн. руб?» Губернатор ответил: «Безусловно!»
Итак, губернатор однозначно и определенно выразил свою позицию. Пакет акций ОАО «ВЧНГ» должен быть возвращен в областную казну. Областной бюджет от приватизации пакета должен получить дополнительно 2 млрд. 100 млн. рублей. Депутаты, естественно, поддержали такую позицию губернатора и отклонили ранее принятый закон.
На следующей, 15 сессии, когда принимался закон о бюджете на 2006 год, депутатам было роздано письмо руководства ОАО «ВСГК». В нем говорилось, что компания «ВСГК», «руководствуясь стремлением сохранить традиционные отношения партнерства и сотрудничества с Администрацией Иркутской области и понимая ее желание обеспечить дополнительные поступления в областной бюджет готова реализовать указанные выше акции по цене 2 млрд. 100 млн. рублей. Менеджмент компании «ВСГК» гарантирует, что полученные от реализации средства будут незамедлительно направлены акционерам, включая областной бюджет».
С учетом этого заявления в постановление сессии по вопросу проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете 2006 года» была внесена поправка: «Предложить администрации Иркутской области провести работу по увеличению доходной части бюджета в связи с предложением ОАО «ВСГК» по продаже акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз».
Казалось бы, все ясно. Есть единая позиция губернатора, Заксобрания, руководства ОАО «ВСГК», - реализовать акции, и вернуть деньги в бюджет области! С учетом этой позиции губернатор отозвал исковое заявление из суда, отозвал свое вето на закон о приватизации и внес законопроект в прежнем виде в Заксобрание. Приватизация состоялась. Осталось только дождаться обещанных денег. А их все не было и не было.
В 2006 году акции так и не были реализованы. И только 15 июня 2007 года половина пакета акций была продана по цене 1 млрд. 65 млн. рублей. Но деньги от продажи акций ОАО «ВЧНГ» в бюджет Иркутской области не поступили. Решением Совета директоров и решением внеочередного собрания акционеров ОАО «ВСГК» эти деньги были пожертвованы в фонд «Развитие Приангарья». Вот такая простая история. Почему простая? Да потому, что на мой взгляд, деньги просто украли!
Итак, что же произошло, чья позиция изменилась за прошедшие полтора года? Заксобрание свою позицию не изменило, руководство ОАО «ВСГК», судя по его действиям, также свою позицию не изменило. Зато изменилась на прямо противоположную позиция губернатора.
В связи с непоступлением средств от реализации акций в бюджет, я сделал депутатский запрос в котором просил губернатора пояснить «почему сотрудники администрации, входящие в состав Совета директоров ОАО «ВСГК» не приняли мер по направлению вырученных средств в бюджет. А также сообщить о принятых администрацией мерах по возвращению указанных средств в бюджет, и недопущению увода из областного бюджета средств от реализации оставшейся части пакета».
В ходе работы над депутатским запросом выяснилось, что сотрудники администрации не приняли никаких мер по направлению вырученных средств в бюджет, потому что им от администрации Иркутской области было дано прямое указание голосовать за направление этих средств не в областной бюджет, а в фонд «Развитие Приангарья».
В ответе на мой запрос А.Г.Тишанин так объясняет изменение своей позиции: «Денежные средства от продажи пакета не могли быть перечислены в бюджет Иркутской области, поскольку собственником указанного пакета является ОАО «ВСГК», а не Иркутская область. Денежные средства в областной бюджет могли поступить только в виде дивидендов».
Мягко говоря, это неправда, а если напрямую, то грубая ложь, рассчитанная на некомпетентного обывателя. В действующем законодательстве нет никаких правовых препятствий для того, чтобы частная компания, акционерное общество или физическое лицо могли пожертвовать свои собственные средства в областной бюджет. А именно об этом и была достигнута договоренность между губернатором, руководством «ВСГК» и Заксобранием. По каким-то одному ему известным причинам губернатор не захотел перечислять деньги в областной бюджет, хотя такая возможность у него была.
Пытаясь как-то оправдать свои действия, губернатор говорит в одном из своих многочисленных интервью на эту тему: «Мы предприняли ряд мер, в том числе судебного и юридического характера, но постепенно пришли к выводу, что вернуть эти деньги будет чрезвычайно сложно, так как пакет выкупила очень серьезная организация». Эти слова также не выдерживают критики. Во-первых, на тот момент пакет еще не был выкуплен. Аукцион по продаже акций вообще не проводился. Во-вторых, в чем заключалась сложность возврата денег? Ведь их вернуть никто не отказывался. Что это за «серьезная организация», которая может так просто обмануть государство?
Итак, деньги по прямому указанию областных чиновников были перечислены в фонд «Развитие Приангарья». Возвращать их губернатор не собирается, потому что они уже истрачены в полном соответствии с его волей. По его словам «нам никто ничего не должен - сделка состоялась, продали эти акции, и все». А.Г.Тишанин подчеркнул, что из средств фонда финансируются объекты, которые регион не имеет права финансировать за счет бюджета. «Мы подключили общественный совет к распределению средств. Нас поддержали авторитетнейшие люди».
Так вот, оказывается, в чем дело! Перечислить средства в областной бюджет помешало огромное желание распорядиться ими не в соответствии с законом, а по своему усмотрению, и в соответствии с пожеланиями «авторитетнейших людей». Просто, и незатейливо «распилить» 687,5 миллионов рублей, так чтобы «авторитетнейшие люди» остались довольны.
Небольшое лирическое отступление. Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что выражения типа «серьезная организация», «авторитетнейшие люди» в данном контексте, больше подходят не лексикону руководителя области, серьезного политического деятеля, а человеку совсем из другой среды. Как будто губернатор обращается не к населению области, не к депутатам Законодательного собрания, а к криминальному сообществу.
Если говорить о юридической стороне дела, то эти объяснения вообще не состоятельны. Не имеют права хоть какие авторитетнейшие люди распределять бюджетные средства по своему усмотрению. И губернатор не может, не имеет права. Он может действовать только в соответствии с законом об областном бюджете. Но именно этого и не хочет губернатор. И предпринимает меры к тому, чтобы средства не попали в областной бюджет.
По моему мнению, совершая подобные действия, губернатор сознательно обманул депутатов, обманул Заксобрание, обманул население области. Ведь если губернатор не был уверен в том, что средства от приватизации акций «ВЧНГ» попадут в областной бюджет, как было неоднократно заявлено на сессии Законодательного собрания, то почему он не добился их возвращения в судебном порядке? Почему отозвал вето из Заксобрания, иск из Арбитражного суда и заявление из Прокуратуры. Надо было довести до конца этот иск и тогда все бы встало на свои места. Пойдя на отзыв иска и вето, губернатор тем самым санкционировал увод из областного бюджета значительных средств. Руководимая им администрация распорядилась направить средства не в бюджет, а в благотворительный фонд.
Если это называется государственным подходом к интересам Иркутской области, то что же тогда называется жульничеством? Я считаю, что это подход плохих парней, которые привыкли запускать руки в государственный карман, при этом нисколько не считаясь ни с правоохранительными органами, ни с представителями власти, ни с интересами населения. Нашим читателям, наверное, будет интересно узнать, куда же именно пошли деньги из фонда «Развитие Приангарья»?
Сам этот фонд учредило некое ОАО «Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база», 100% уставного капитала которой принадлежит области. Председателем Попечительского совета, по словам исполнительного директора фонда А.П.Козьмина, был заместитель губернатора С.В. Воронов, находящийся под стражей. (В последствии А.П.Козьмин не подтвердил эту информацию). Сам попечительский совет ни разу не собирался, протоколов заседаний не велось.
Исполнительным директором фонда был Е.В.Смирнов, бывший директор дирекции строительства моста, проходящий по двум уголовным делам и находящийся в бегах.
Согласно опубликованному отчету деньги фонда расходовались, в том числе:
- Иркутской епархии РПЦ на восстановление Харлампиевского храма – 50 млн. рублей;
- Некоммерческому партнерству Мини-футбольный клуб «Звезда» - 55 млн. рублей (не путать с футбольным клубом «Звезда», участником чемпионата России по большому футболу);
- ИРГТУ на приобретение и монтаж легкоатлетического оборудования Mondo Sportrack -19, 9 млн. рублей;
- УКСу областной администрации на ремонт стадиона «Локомотив» - 9 млн. рублей;
- УКСу областной администрации на строительство спорткомплекса ИТФК - 151 млн. рублей;
- УОБАО на финансирование строительства социальных объектов – 59 млн. рублей;
- В фонд Помощи независимым СМИ - 40 млн. (Не потому ли так рьяно эти самые независимые СМИ защищают организаторов аферы?);
- На проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности, и созданию положительного имиджа Иркутской области - 10 млн. 429 тыс. рублей. ( А я-то думал, что имидж региона повышается не зарубежными выставками и презентациями, а тем, что чиновники не воруют, трудоспособное население имеет работу и высокую зарплату, пенсионеры – достойную пенсию, а молодежь имеет реальную возможность учиться, работать иметь собственное жилье и хорошую жизненную перспективу);
- В Фонд регионального развития 100 млн. рублей. (Президентом Фонда регионального развития является все тот же А.П.Козьмин) и т.д.
Остается добавить, что на сессии депутаты- аграрии требовали выделить для нужд сельского хозяйства области дополнительно 100 млн. рублей. Им отказали за отсутствием средств. В то же время председатель иркутского отделения Аграрной партии России, депутат ЗС Дмитрий Закарьевич Баймашев, являясь членом попечительского совета фонда, одобрил расходы фонда. Вот пусть бы и объяснил свои действия селянам. Мол, истратили 687 миллионов туда-сюда, вот денег на село и не хватило.
Также не хватило денег на повышение единовременных денежных выплат труженикам тыла и реабилитированным до 240 рублей (сейчас они получают 200 рублей), неработающим пенсионерам до 340 рублей (сейчас получают 280 рублей). На эти цели требовалось 156,7 млн. рублей. Не хватило денег на многое другое, в т.ч. и на покрытие дефицита областного бюджета.
Что бы сейчас ни говорили по поводу истраченных денег, факт остается фактом: деньги из областной казны мошенническим образом увели и растратили.
Губернатор А.Г. Тишанин, по моему мнению, своими действиями нанес материальный ущерб казне Иркутской области, обманул доверие депутатов, Законодательного собрания и населения области. Поэтому я предлагаю депутатам на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о доверии губернатору.
Есть еще одна сторона проблемы. Исполнительным директором фонда «Развитие Приангарья» на момент получения денег оказался депутат Законодательного собрания Козьмин Алексей Павлович. К сожалению, он не нашел в себе сил остановить аферу и подписал расходные документы, тем самым санкционировал выведение средств, вырученных от продажи акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» из областной казны. Кстати, депутат А.П.Козьмин был избран в Заксобрание от избирательного блока «За Родное Приангарье». Как говорится, за что боролись?
«Развитие Приангарья» В действиях депутата А.П.Козьмина я усматриваю нарушение правил депутатской этики, которые гласят, что депутат обязан избегать действий, наносящих вред его репутации, авторитету Заксобрания и Иркутской области. Но об этом в следующей статье.
А.В.Романов, депутат Законодательного собрания
«Терминатор»