Валентина Рекунова

© Восточно-Сибирская правда

ИсторияИркутск

3855

11.03.2007, 18:45

Ростовщик-благотворитель Иван Хаминов

В первый день Пасхи 1884 года (а пришёлся он на 8 апреля) иркутских купцов-гильдейцев стало на одного меньше — город поразила весть о скоропостижной кончине Ивана Степановича Хаминова.

В траурную процессию встала вся губернская и городская власть; всё духовенство с двумя архиереями во главе и многими-многими прихожанами; наконец, весь учащийся Иркутск: мужская классическая гимназия, женская гимназия и прогимназия, сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой, городское училище имени Александра III. Каждый учащийся принёс по цветку, и скончавшийся был усыпан цветами. Отпели Хаминова в Кафедральном соборе, похоронили на паперти Харлампиевской церкви — по настоянию прихожан.

Факт похорон в таком исключительном месте удивителен, ведь Хаминов не принадлежал к высшим чинам духовенства. Более того, он был далеко не безгрешен — по подсчётам журналистов «Восточного обозрения», 26 раз стоял под судом. То ли законодательство было слишком узко, то ли Хаминов толковал его слишком широко. Только вот городское сообщество предпочло судить о нём «по делам».

Ужин ужином, а обед — голове!

Осенью 1864 года вода в Ангаре была высока, да к тому же декабрь оказался тёплым — мороз не опускался ниже 10 градусов. Старожилы предсказывали наводнение, и в самом деле: в канун Рождества Ангара вышла из берегов и в первый день праздника, 25 декабря, залила Мыльниковскую, а потом — Почтамтскую. Домохозяева перебирались на верхние этажи, лошадей, коров и имущество отправляли к родным и знакомым. Сообщение с некоторыми домами прервалось совершенно. Только в ночь на 30 декабря Ангара в районе города встала. И в тот же день, едва оправившись от потрясения, городское общество дало обед бывшему голове Ивану Степановичу Хаминову.

И тогда, и двадцать лет спустя все соглашались на том, что приходящие к Хаминову по общественным нуждам неизменно получали поддержку. Едва став городским головой, он поставил за свой счёт 76 фонарей — на Большой и Амурской улицах. Он отстроил домовую церковь в Иркутской губернской гимназии, два престола Харлампиевской церкви. Он пожертвовал Александровскому приюту двухэтажный дом с землёй и капитал в 3000 руб. Он приобрёл трёхэтажное каменное здание Мариинскому приюту и дал ему на обеспечение 50000 рублей. Сотни мальчиков-сирот получили профессию в хаминовских училищах, сотни девочек получили образование в хаминовской гимназии и прогимназии среди мрамора лестниц, блеска люстр и волшебного отражения витражей.

Правда, «передовая общественность» той поры (журналисты-народники из «Сибири» и «Восточного обозрения») таких, как Хаминов, не жаловала. О них писали: «разные кабатчики, лавочники, ростовщики, они же и «благотворители».

«Баловаться благотворительностью»

Так это называлось тогда у самой «передовой общественности». «Будь я богат как Х., завёл бы себе несколько училищ», — рассуждал один из авторов «Восточного обозрения». А другой недоумевал, почему целый город собрался на похороны этого «кулака».

Фразы самого Хаминова также мгновенно становились крылатыми. Чего стоит, к примеру, приглашение на обед: «Покорнейше прошу солёненького». Кстати, обеды в доме Хаминова были верным средством решения важных общественных дел; особенно славилась бархатная, как теперь сказали бы, VIP-гостиная. Магнетизм Хаминова распространялся и собственно на дела, сообщая им успешность, удачливость. Хаминовские пароходы ходили по Оби, Витиму, Байкалу, Лене, Селенге. Параллельно совершались крупные сделки на Ирбитской, Нижегородской ярмарках, в Гамбурге, Москве.

Коммерсант с домашним образованием, Хаминов возглавлял Нижегородскую контору Государственного коммерческого банка, входил в Комитет по новой системе налога на золотопромышленность в Восточной Сибири, в учётный Комитет Иркутского отделения Государственного банка. Кавалер многочисленных орденов и тайный советник, он к 67 годам добился всего возможного и невозможного — его жизнь была, в сущности, завершена.

Хотя кажется, что ничто ещё не предвещало конца: в декабре 1883-го на заседаниях Думы обсуждалось выделение дополнительных средств на сыскную полицию; и красноречие Ивана Степановича было так убедительно, что гласные, изначально настроенные против, неожиданно приняли его сторону. Он был крепок, здоров, собирался ставить большой каменный дом взамен своей деревянной «избушки». На 30 марта 1884-го назначено было заседание Думы с вопросом об участке под строительство. Но 30-го Дума не собралась, вопрос остался открытым, а неделю спустя для Ивана Степановича приоткрылись уже и врата небесные.

В пасхальную ночь был он в церкви, отстоял всю службу до конца, удивляясь, что в привычный голос батюшки как бы вплетался другой, от Иоанна Богослова: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг»... Но «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и дам тебе звезду утреннюю»...

Вернувшись домой, он снял сапоги, прошёл в комнату и велел не будить. «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и дам тебе...». Над Ангарой медленно всходила «звезда утренняя».

Как уехал «невыездной» капитал

Все в городе знали, как Хаминов говорил о своих миллионах: «В Сибири нажил — и отсюда не вынесу». И потому все толковали о завещании. Но завещания не было — Иван Степанович вовсе не планировал умирать.

Из европейской России и даже из-за границы поспешили в Иркутск многочисленные родственники (детей у Хаминова не было). Разделив миллионы, потянулись обратно, а жизнь Ивана Степановича очень долго отзывалась ещё — как и следует жизни крупного коммерсанта и общественного деятеля. Долго продолжалась ещё распродажа любимых им гончих, коренников с пристяжными, охотничьих ружей, экипажей летних и зимних, саней, бочек с биндюгами, а также цветов. Со смертью Хаминова ощутили в Иркутске большой недостаток в кредите: «Покойные богачи Б. и Х., хотя и брали за ссужаемые деньги большие проценты, но всё же в критические минуты выручали», — признавала газета «Сибирь».

Да, под конец жизни Хаминов стал ещё и ростовщиком. «Ростовщиком» — говорили тогда, а сейчас бы сказали — банкиром. И добавили: трезвым, толковым. Все кредитные операции вёл он жёстко и с подстраховкой.

Одно из прозвищ Ивана Степановича было — Хам. Другое исходило от умения ладить с властями — «Козёл очищения» (своеобразно перефразируя таким образом «козла отпущения»). Третье зародилось в прекрасную пору его заграничных командировок и поставок в Россию прекрасных марочных вин — Geon Haminov. И всё это был он, единый и неделимый. Ещё в начале двадцатого века газетчики продолжали судить-рядить о нём, не жалея ни перца, ни соли. Но портрет его украшал заседания Думы, а к 25-летию кончины Ивана Степановича городская управа постановила отслужить панихиду. И ещё раз, уже над Харлампиевской, встала утренняя звезда.

Биографическая справка

Иван Степанович Хаминов — потомственный Почётный гражданин, Почётный гражданин Иркутска, коммерции советник, тайный советник, кавалер Императорских орденов Святой Анны 2 и 1 степени, Святого Владимира 4 и 3 степени, Святого Станислава 3, 2 и 1 степени.

Родился в 1817 году в Сольвычегодске Вологодской губернии. С торговым обозом прибыл в Иркутск. У коммерсантов Верхозиных служил «мальчиком», затем — приказчиком. В 27 лет, согласно заявленному капиталу, записан купцом 3-й гильдии; вскоре перешёл во 2-ю гильдию, а затем и в высшую, 1-ю. Девять лет (1859 — 1865 и 1868 — 1871) был в должности городского головы; 11 лет (с 1872 по 1883 годы) — гласным Иркутской городской Думы. В 1854 — 1860 гг., а также в 1869 — 1872 гг. — староста Иркутской Харлампиевской церкви. Захоронен на её паперти.

Валентина Рекунова

© Восточно-Сибирская правда

ИсторияИркутск

3855

11.03.2007, 18:45

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=36498

bytes: 7624 / 7596

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Не такая уж и Грязнулька! Итоги Викторины Бабра об истории реки Ушаковки

Ушаковка для иркутян давно стала именем нарицательным. Мелкая и грязная речка, протекающая в черте города, с захламленными и пыльными берегами и слабым мелководным руслом, – такой ее помнят и представляют большинство жителей областной столицы.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

4358

08.10.2024

Телеграм Иркутска за неделю: сгоревший острог, стрельба в Усолье и борющийся Серебренников

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 16 по 22 сентября включительно. Потерянная история В Железногорске-Илимском произошел крупный пожар, уничтоживший уникальный культурный объект – точную копию башни Илимского острога.

Глеб Севостьянов

ИсторияОбразованиеПолитикаИркутск

17915

23.09.2024

Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь

Иркутск и иркутяне в годы Великой Отечественной войны. Начало войны По данным Всесоюзной переписи 1939 года, в Иркутской области проживало свыше 1,2 миллиона человек, из них более 240 тысяч человек в городе Иркутске.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

15032

09.05.2024

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

56247

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

51210

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

21191

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

27134

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

7322

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

9859

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

22152

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

22926

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

18535

26.10.2022

Лица Сибири

Величко Александр

Агапитова Анна

Тугаринова Ирина

Натаров Сергей

Мазитов Вадим

Алешин Евгений

Федорова Елена

Михалков Никита

Гущин Иван

Новоселов Владимир