Блогнот. Стратегия Иркутска: куда идём, товарищи иркутяне?
Целеполагание является основой любого документа стратегического планирования. По уровню проработки цели и задач Стратегии развития города можно сделать вывод, насколько качественно (или некачественно) подошли к разработке документа.
✅ Новая Стратегия социально-экономического развития, разработанная Strategy Partners (дочерняя структура Сбера), предлагает иной подход: на основе сформированных вызовов развития формулируются миссия и стратегические приоритеты развития Иркутска. Разницу между целью и миссией точно знают бизнесмены или бренд-менеджеры: цель – конкретная точка на отрезке движения, которую мы не просто стремимся достичь, но должны знать (или узнать), как её достичь. Миссия же задаёт вектор движения, не определяя точку финиша.
Разберём на примере.
Цель Стратегии развития Иркутска 2012 года:
«Становление Иркутска российским центром создания и продвижения новых эколого-ориентированных и гуманитарных технологий, продуктов и услуг, конвертируемых в пополняемые ресурсы развития экономики, социальной сферы и человеческого капитала».
✅ Важно, что в этой цели видна точка, к которой мы стремимся. Забегая вперёд, с точки зрения уровня конкретизации, точности определения основных приоритетов цели и качества отражения сбалансированного подхода к развитию, данная версия Стратегии по качеству проработки цели и задач на голову впереди двух последующих Стратегий развития Иркутска.
Миссия Стратегии развития Иркутска 2023 года:
«Развивать город, в котором каждая семья будет обеспечена всем необходимым для счастливой жизни, за счёт создания условий для реализации человеческого, научно-технического и культурного потенциалов».
✅ Здесь мы видим только процесс (что делать? – «развивать», глагол несовершенного вида, не предполагающий завершённого действия), а «создание условий для развития… потенциалов»… Такие «Миссии» не уместно даже писать на парах по стратегическому менеджменту в университете, не говоря уже о главном документе стратегического планирования города.
Ещё раз повторюсь, так как это крайне важно. В цели Стратегии развития Иркутска 2012 года видно, как базовые стартовые преимущества (богатый природный каркас, развитая научно-техническая и образовательная базы) превращаются в конкретные конкурентные характеристики города.
✅ Миссия новой Стратегии развития помимо того, что не очерчивает линию финиша, куда мы придём в 2036 году, так ещё и не осмысляет весь тот большой анализ стартовых возможностей и вызовов развития города, который в новой Стратегии есть.
И это ключевая проблема нового документа стратегического планирования развития Иркутска. Так и не ясно, куда мы идём, товарищи иркутяне? Или у иркутян нет цели, есть только путь?..
Автор: журналист и политолог Павел Степанов.