Артур Скальский

© Номер один

ИсторияИркутск

7603

22.04.2004, 17:48

Среди двадцати тысяч безвинно репрессированных в Бурятии есть уникальные люди

Сотрудник архива Управления ФСБ по республике Любовь Вихрева практически каждый день достает с полок старые папки с четырехзначными чернильными номерами и изучает их содержимое. Отвечая на письменные запросы детей или внуков пострадавших от политических репрессий людей, Любовь Геннадьевна становится невольным свидетелем чужих трагедий, изломанных судеб и бессмысленных наказаний. Многие папки хранят истории нескольких сотен осужденных, проходящих по одному уголовному делу. В небольшом потертом альбоме все страницы обклеены множеством фотографий — на них лохматые люди с испуганными лицами и номерами на одежде — это участники одного из крестьянских восстаний в республике, они не приняли советской власти и были расстреляны в середине тридцатых годов.

В секретных архивах Управления ФСБ по Бурятии хранится около одиннадцати тысяч уголовных дел наших земляков. Двадцать тысяч человек проходят по ним в качестве так называемых "врагов народа". Пожелтевшие от старости папки хранят ордера на арест, протоколы допросов, личные письма и фотографии безвинно репрессированных и расстрелянных людей в тридцатые-сороковые годы. С начала девяностых государство реабилитирует своих бывших врагов и их детей.

Иван Абросимов — потомственный казак, родившийся сразу после Отечественной войны, до сих пор отчетливо помнит, как в начале пятидесятых годов в их дом не раз приходили незнакомые люди с пистолетами и кожаными ремнями на поясе. Они выгоняли на улицу мать и других детей и долго о чем-то разговаривали с его отцом. После таких визитов вся большая семья Абросимовых почему-то быстро собиралась и уезжала подальше от того места, где они жили. Однажды отец, исполняя волю сотрудников спецслужб, пешком ушел из Богдарино в Читу, а оттуда в Улан-Удэ. До этого их семья успела пожить в небольшом селе неподалеку от Кяхты, затем в Заиграево, на Смоленщине, в Иркутске. Как только отец находил работу, и семья более-менее устраивалась на новом месте — приходили незнакомые люди и все начиналось с начала. Тогда Иван Иванович не мог догадываться, что спокойно жить их семье не дают из-за того, что его дед и отец обвинялись в антисоветской пропаганде и были приговорены к ссылке без места назначения и определенного срока. Только в начале этого года Иван Абросимов впервые обратился в Управление ФСБ по Бурятии — сотрудники архива на его запрос предоставили личные документы отца, фотографию деда, некогда очень богатого казака, и разрешили ознакомиться с материалами уголовного дела. Из них Иван Иванович узнал, что его дед, которого он никогда не видел, был осужден в 34-м году, а в 27-м его принудительно заставили подписать отказ от всего своего имущества. Деда отвели в подвал НКВД, поставили в темную комнату и наполнили ее по пояс водой. Отпустили, только когда тот отказался от всего, что он имел — нескольких десятков лошадей и коров, сенокосилок и молотилки.

— Тяжело все это читать было, я даже в первый день до конца все не просмотрел, — рассказывает Иван Иванович, — сначала слезы накатились, а потом, как до стукачей дошел, какая-то тряска началась и мышцы все отниматься стали.

Если семья Ивана Абросимова была репрессирована как зажиточная, то большинство людей, чьи судьбы зафиксированы в архивных материалах, по словам Любови Вихревой — это бедные крестьяне, которые фотоаппарат видели впервые, а слов "антисоветская пропаганда" и "агитация" вообще не слышали. Сейчас практически все они реабилитированы. Их родственники приходят в архивную группу ФСБ для того, чтобы лично почитать страницы протоколов допроса, приговор, забрать фотографии своих близких и узнать порою то, о чем раньше упорно молчали даже сами невинно пострадавшие. Сотрудник архива Любовь Геннадьевна поделилась, что в такие моменты встреч с родственниками репрессированных ей приходится переживать очень сильные психологические нагрузки:

— Это тяжело, изучаешь дело, видишь на фотографиях маленьких детей, понимаешь, что, скорее всего, они выросли сиротами, и жизнь их не была легкой. А потом эти люди, уже постаревшие, приходят к нам, чтобы узнать, куда же пропал в 37-м их отец, и каждый реагирует на эти бумаги по-разному. Кто-то по несколько часов рассказывает мне, как складывалась их судьба после ареста родителей, а кто-то просто начинает выплескивать всю свою боль, накопившуюся за долгие-долгие годы.

Кроме всех других историй в архиве ФСБ хранится дело настоящего священномученика. Но когда это дело в 37-м году было заведено, священник Афанасий не был еще святым и обвинялся по той же популярной статье — "антисоветская пропаганда". В 38-м году старообрядческого священника долго пытались склонить на сторону красных, предлагали возглавить ячейку партии и отречься от религии. Но тот был непреклонен и до самой смерти пророчески предрекал: "Настанет время, и все люди вернутся к богу".

Священника Афанасия, епископа Амурского, Иркутского и "a%o Дальнего востока приговорили к расстрелу, и 18 апреля 1938 года приговор привели в исполнение. В начале прошлого года, через шестьдесят с лишним лет, возвели в ранг священномученика. И как раз в дни выхода этого номера газеты из Калуги в село Тарбагатай, в часовню, где молился священник, привезли икону святого Афанасия.

С 91-го года в России действует "Закон о реабилитации жертв политических репрессий". По словам начальника группы регистрации и архивных фондов Управления ФСБ по Бурятии Владимира Сухорукова, за эти тринадцать лет работа по реабилитации незаслуженно осужденных практически завершена. Из 11 тысяч уголовных дел периода 30-х-50-х годов не подлежат реабилитации всего 75 человек. Государство, изменив свое отношение к этим одиннадцати тысячам незаконно пострадавшим, а прежде преступникам, пытается хоть как-то искупить свою вину перед ними. Одно из выражений этого искупления — создание "Книги памяти" жертв политических репрессий на территории Бурятии. Уже несколько лет сотрудники архива ФСБ составляют списки репрессированных, вносят их в электронный черновик и ждут, когда найдутся деньги на само издание книги, хотя по России подобные книги вышли уже несколько лет назад. Бурятия — это один из последних регионов, где до сих пор не нашлось денег на такой хотя бы формальный знак уважения к тем, кто лишился из-за этого государства абсолютно всего, включая жизнь.

Екатерина Шевцова

Артур Скальский

© Номер один

ИсторияИркутск

7603

22.04.2004, 17:48

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=12642

Bytes: 6281 / 6258

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Юрий Вешний — день памяти святого Георгия Победоносца

На 6 мая (23 апреля по старому стилю) приходится день памяти великомученика Георгия Победоносца — одного из самых почитаемых в мире раннехристианских святых.

Эля Берковская

ИсторияРелигияКультураМир

7192

06.05.2025

Радуница — радостный Родительский день

Радуница или Радоница (иногда называемая ещё Пасхой мёртвых или Проводами) — это особый восточнославянский праздник, посвящённый умершим.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

3360

29.04.2025

Пасха — Светлое Христово Воскресенье

Пасха для всех христиан – важнейшее событие каждого года, «праздников праздник и торжество из торжеств». Пасху отмечают в честь Воскресения Иисуса Христа, а это — основа всего христианского вероучения.

Эля Берковская

ИсторияРелигияКультураМир

4714

20.04.2025

Великий и Чистый — традиции Страстного четверга

Предшествующая Пасхе неделя именуется у христиан Страстной седмицей, а все дни этой недели носят название «Великих». В это время вспоминают последние дни Спасителя на земле: Тайную вечерю, предательство Иуды, суд, распятие и погребение Иисуса Христа.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

3961

17.04.2025

Вербные дни — Лазарева суббота и Вербное воскресенье

Шестая (предпоследняя) неделя Великого поста у славян с древнейших времён называется Вербной, а особенно выделяются на ней два последних дня – Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Эля Берковская

ИсторияРелигияСобытияМир

2065

12.04.2025

11 марта: Как родилась бумага

Датой рождения бумаги считается 11 марта 105 год н.э. Откуда взялась эта дата? С давних времен человечество научилось фиксировать свои мысли, идеи и истории с помощью условных символов и рисунков. При этом в качестве «карандаша» и «бумаги» использовали то, что было под рукой.

Эля Берковская

ИсторияМир

4249

11.03.2025

Не такая уж и Грязнулька! Итоги Викторины Бабра об истории реки Ушаковки

Ушаковка для иркутян давно стала именем нарицательным. Мелкая и грязная речка, протекающая в черте города, с захламленными и пыльными берегами и слабым мелководным руслом, – такой ее помнят и представляют большинство жителей областной столицы.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

9905

08.10.2024

Телеграм Иркутска за неделю: сгоревший острог, стрельба в Усолье и борющийся Серебренников

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 16 по 22 сентября включительно. Потерянная история В Железногорске-Илимском произошел крупный пожар, уничтоживший уникальный культурный объект – точную копию башни Илимского острога.

Глеб Севостьянов

ИсторияОбразованиеПолитикаИркутск

37130

23.09.2024

Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь

Иркутск и иркутяне в годы Великой Отечественной войны. Начало войны По данным Всесоюзной переписи 1939 года, в Иркутской области проживало свыше 1,2 миллиона человек, из них более 240 тысяч человек в городе Иркутске.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

15575

09.05.2024

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

59006

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

52484

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

24633

13.07.2023

Лица Сибири

Салмин Владимир

Азаренко Иван

Гришаков Владимир

Лагунова Ирина

Пухарев Игорь

Слепнева Ирма

Кузняная Галина

Цыренов Баир Цыденович

Данилов Андрей

Чубук Владимир