"Не скажут ни камень, ни крест..."
Со дня гибели «Варяга» прошло 100 лет
Пожалуй, нельзя было еще лет десять назад человека, который не знал бы слова из «русской народной песни» о крейсере-герое «Наверх вы, товарищи, все по местам. Последний парад наступает!». И мало кто знал, что стихи для песни на немецком языке в начале прошлого века написал немецкий поэт, вдохновленный свидетельскими рассказами иностранных матросов о беспримерной битве русских моряков с превосходящей силой японской эскадры.
Дань памяти
В понедельник в Цусимском проливе три корабля Тихоокеанского флота России - «Варяг», «Адмирал Трибуц» и «Кореец» отдали дань памяти русским морякам, погибшим здесь в период русско-японской войны в 1904 году. Вместе с русскими в церемонии участвовал экипаж эскадренного миноносца «Ямаюки» японских сил самообороны. Представители японского военного флота впервые в истории со времен битвы при Цусиме почтили память погибших здесь русских моряков. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров во время церемонии связался с командующим японскими силами самообороны и обменялся с ним мнениями о событиях столетней давности. В память о погибших русских моряках на борту крейсера «Варяг» епископ Приморский и Владивостокский Вениамин отслужил молебен, на воду были опущены венки, из корабельных орудий дан салют. После церемонии корабли Тихоокеанского флота взяли курс на южнокорейский порт Инчхон (бывший Чемульпо), где 100 лет назад российские корабли - крейсер 1-го ранга «Варяг» и мореходная канонерская лодка «Кореец» героически сражались с 15 японскими кораблями.
9 февраля 1904 году в бухту порта Чемульпо вошла японская эскадра. Ее командир потребовал от находящихся в бухте двух русских стационеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» сдаться. Русские моряки категорически отказались. Корабли, подняв Андреевский флаг, вышли из бухты и приняли неравный бой. Русские шли на верную смерть, потому что для «Варяга» и «Корейца» бой был фактическим расстрелом. Зная это, российские моряки надели чистое белье и парадную форму. Матросы и офицеры иностранных кораблей, стоявших на рейде в корейском порту, провожали их в бой по стойке «смирно», под звуки русского гимна. Это был ад, в котором погибла большая часть команды двух кораблей. Но и в условиях этого ада русским, как говорят свидетели, удалось изрядно повредить три японских крейсера и один миноносец. На «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, отказало рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь корабля хлынула вода. Крейсер накренился на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям, и крейсер стал фактически мишенью. Корабли не достались врагу: канонерская лодка «Кореец» была взорвана, а крейсер затоплен по приказу капитанов Всеволода Руднева и Григория Беляева.
У этого героического боя были свидетели - команды иностранных судов, бывших в порту. И не удивительно, что это беспримерное сражение нашло отклик во всем мире. Вскоре в немецком журнале «Югенд» появилось стихотворение поэта Рудольфа Грейнце «Памяти «Варяга». Эти стихи сразу же и достаточно вольно были переведены на русский язык малоизвестной поэтессой Евгенией Студентской. Музыку сочинил музыкант 12-го гренадерского Ахтырского полка Алексей Турищев. Несмотря на то, что слова песни были напечатаны маленьким тиражом, вскоре вся Россия уже пела ставшую народной песню «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает».
В тот же день началась героическая оборона крепости Порт-Артур, продолжавшаяся 11 месяцев. Подвигу русских моряков посвящена Всероссийская военно- патриотическая акция «Варяг-2004», которая проводится в России с 2003 года. В день памяти прошли торжественные мероприятия под Тулой, в селе Савино Заокского района, где похоронен командир героического экипажа Всеволод Руднев. В Москве представители посольства Японии возложили цветы к мемориалу «Примирение народов» и приняли участие в траурной церемонии в память жертв войны у храма Всех святых на Соколе. В южнокорейском порту Инчхон открыли памятник русским морякам. Это еще один памятник к тем десяти, которые были установлены русским морякам в зарубежных странах, начиная с 1990 года.
Церемония возложения венков и митинг памяти прошли в понедельник на Морском кладбище Владивостока у памятника нижним чинам легендарного российского крейсера «Варяг». Вспомнить героев «Варяга» на Морском кладбище Владивостока собрались моряки-тихоокеанцы, ветераны Великой Отечественной войны, казаки Уссурийского казачьего войска, молодежь.
Делегация Общества «Российско-корейской дружбы» прибыла сегодня в Республику Корея для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию со дня знаменитого морского сражения крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» с превосходящей японской эскадрой. Основные торжества здесь начнутся 10 февраля с церемонии возложения венков на месте гибели «Варяга» в бухте Чемульпо вблизи порта Инчхон. Во вторник туда как раз прибудет отряд боевых кораблей российского Тихоокеанского флота.
100-летие подвига отметили сегодня в Прибайкалье. Центром торжеств здесь стало село Биликтуй в 50 километрах от Иркутска. Там похоронены участники тех далеких событий - матросы Алексей Охлопков и Прокопий Симбирцев. Кавалеры Георгиевского креста, они прожили долгую жизнь и по случаю 50-летия сражения при Чемульпо были награждены советской медалью «За отвагу». Приехавшие на торжества моряки-ветераны из Ангарска и других городов вместе с учащимися местной школы под Андреевским флагом с песней «Наверх вы, товарищи» прошли по улицам села к зданию библиотеки, где установлена мемориальная доска в честь героев.
Панихида по погибшим русским морякам прошла в Санкт-Петербурге на месте, где некогда стоял храм-памятник «Спас-на-Водах». Флотский мемориал героям, возведенный по указу императора Николая Второго, был взорван в 1932 году. К нынешней вековой дате здесь возведена часовня святителя Николая Чудотворца, которой потомки офицеров российского флота передадут семейные реликвии. Всего в Русско-японской войне погибло 100 тысяч защитников Отечества. Ценой их жизней Российская Империя в начале прошлого века отстояла свои восточные рубежи.
В морском сражении двум российским кораблям противостояли 1 тяжелый, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев Японии. Крейсер «Варяг» и лодка «Кореец» получили тяжелые повреждения, потеряли 122 моряка убитыми и тяжело раненными. Оставшиеся в живых российские моряки через нейтральные порты возвратились на родину. Убитые были похоронены в Чемульпо, а после окончания войны их прах был перенесен во Владивосток.
Капитан 1 ранга Руднев имел все основания доложить командованию, что «суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду». Последним с «Варяга» сошел командир крейсера, он бережно нес в руках иссеченный осколками корабельный флаг.
На Морском кладбище Владивостока воздвигнут памятник погибшим матросам «Варяга». На нем надпись: «Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут носить в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом».
Как это было
Уже шла война и в Порт-Артуре гремела канонада. Более 200 миль южнее в Чемульпо было тихо, но обстановка стала очень напряженной. Японцы захватили телеграф, за действиями русских моряков следили шпионы. В таких условиях «Варягу» и «Корейцу» необходимо было уходить в Порт-Артур. Однако выходы из порта блокировала японская эскадра, командующий которой контр-адмирал Урину в ультимативной форме потребовал от русских покинуть рейд. Это было неслыханным нарушением международного морского права. Времени для подготовки к бою оставалось очень мало. Командир обратился к экипажу: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была, - сказал он. - Никаких вопросов о сдаче не может быть, мы не сдадим ни крейсер, ни самих себя и будем сражаться до последней капли крови».
И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсеры «Нанива», «Такачио», «Чийода», «Акаси, «Нийтака», посыльное судно «Чихайя» и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий плюс семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата - более чем тройное превосходство!
Японцы поджидали «Варяга» и «Корейца» в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами. В 11.45 «Асама» с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия «Варяга», и закипел беспощадный артиллерийский бой, продолжавшийся ровно час. Русский крейсер выпустил за это время 1105 снарядов, нанеся тяжкие повреждения «Асаме», «Такачио» и потопил один миноносец. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте А-Сан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых.
«Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал очевидец капитан Сенес, поднявшийся на борт «Варяга» сразу после боя, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения». Из двенадцати 152-мм орудий осталось только два, а из двенадцати 75-мм - пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина моряков, из них убит один офицер, тридцать матросов. О продолжении боя не могло быть речи. Когда корабль шел ко дну, на его реях сигнальные флаги говорили всем свидетелям этого трагического зрелища: «Погибаю, но не сдаюсь!!!» Эта фраза, как и песня, тоже стала легендарной.
Судьба «Варяга»
Заняв Чемульпо, японцы сразу же приступили к подъему крейсера. В августе 1905 года «Варяг» был поднят и отбуксирован в Японию на ремонт. Корабль подвергся значительной реконструкции: внешний вид его сильно изменился. Вместо тридцати паровых котлов типа Никлосс японцы поставили на нем двадцать пять котлов Миябара, телескопические дымовые трубы были заменены цилиндрическими. На новых мачтах отсутствовали боевые марсы со скорострельными орудиями, не было на мачтах и прожекторных площадок. Японцы заменили на корабле артиллерию малого калибра.
В 1907 году легендарный корабль русского флота вошел под названием «Сойя» в состав японского императорского флота. Дать прежнюю скорость корабль уже не мог, состояние его корпуса, машины и механизмов было неважным. Японцы использовали крейсер как учебный корабль.
В 1916 году Япония выразила готовность продать России ее бывшие корабли, затопленные во время русско-японской войны, позже поднятые и введенные в состав японского флота: крейсер «Сойя», броненосец «Сагами» (бывший «Пересвет») и броненосец «Танго» (бывший «Полтава»). Поэтому 27 марта 1916 года в 8 часов утра на «Варяге» вновь взвился андреевский флаг. Спустя три месяца после основательного ремонта «Варяг» вместе с броненосцем «Чесма» (бывшая «Полтава») оставил Владивосток, взяв курс к Белому морю (по планам морского командования России оба корабля должны были войти в состав флотилии Ледовитого океана). Путь кораблей был долгим и трудным: Владивосток, Гонконг, Сингапур, Коломбо, Сейшельские острова. Суэцкий канал, Мальта, Тулон, Ливерпуль, Кола.
В феврале 1917 года «Варяг» ушел на капитальный ремонт в английский порт Ливерпуль. Там его застала Февральская революция. Временное правительство отказалось от ремонта корабля и, опасаясь революционного настроения команды «Варяга», не потребовало его возвращения в Россию. Крейсер оставался в Ливерпуле. Во время Великой Октябрьской социалистической революции англичане захватили «Варяг», переведя его из Ливерпуля на реку Клайд. Некоторое время корабль использовался как блокшиф. В 1918 году англичане решили пустить «Варяг» на слом. По пути к месту слома корабль сел на камни. Попытка снять его с мели была предпринята спустя пять лет. Однако она окончилась неудачей, и крейсер разобрали на металлолом на месте аварии.
Легендарного крейсера не стало, как и не стало всех тех, кто был участником и свидетелем его подвига. Осталась лишь песня, которую в наше время поют все реже. А кончается эта песня очень грустно:
«Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в веках геройскую гибель «Варяга».