Жители Ольхона выступают против "козла" Намдакова
На Ольхоне назревает бунт против "культурной экспансии" под эгидой сомнительного союза скульптора Даши Намдакова и депутата Госдумы Николая Николаева.
Инициативная группа ольхонцев собирает подписи под обращением президенту, губернатору Иркутской области и другим лицам, ответственным за сохранение культурного и природного наследия Ольхона.
В обращении жители острова просят защитить священные места, в первую очередь мыс Хобой. Ольхонцы возмущены планами установки скульптуры Намдакова "Хранитель Байкала" в северной части острова и просят защитить места почитания, уникальные ландшафты и нерукотворные символы Ольхона.
Под обращением "За сохранение первозданной красоты священных и почитаемых мест острова Ольхон" поставили подписи около трехсот жителей. Сбор подписей продолжается.
Напомним, в конце 2016 года культовый читинский скульптор Даши Намдаков выразил желание изготовить скульптуру "Хранитель Байкала" и установить ее на мысе Хобой. Местные жители, считающие мыс Хобой священным, категорически воспротивились этому.
Скульптура представляет собой дерево больших размеров с дуплом, начинающимся от самой земли, и ветвями, похожими на рога оленя. Местные жители называют скульптуру "козлом". Иркутский бизнесмен Виктор Бронштейн, состоящий с Намдаковым в партнерских отношениях, считает, что скульптура представляет собой древний собирательный образ, созданный самой природой.
После долгих дискуссий Намдакову предложили установить скульптуру на месте бывшего летника, между местностью Узуры и мысом Хобой. Намдаков, однако, наотрез отказался и устроил скандал, заявив, что его устроит только Хобой.
К дискуссии с грацией слона в посудной лавке подключился москвич, депутат Госдумы Николай Николаев. Несмотря на декларируемое православие, Николаев с легкостью вынес суждение в тонкой области взаимоотношений шаманистов и буддистов, и заявил, что приложит все усилия для осуществления проекта в варианте Намдакова.
Отметим, что вопрос на самом деле гораздо глубже, чем может показаться некомпетентному депутату, и кроется в сложных межэтнических взаимоотношениях. Дело в том, что Намдаков - буддист, к тому же выходец из бурятских кланов, проживающих в Забайкалье. Ольхон же населяют преимущественно шаманисты, которые категорически противятся любой экспансии буддизма на остров. В частности, в свое время пожелавшая возвести на острове буддийскую ступу супруга олигарха Виталия Мащицкого, Ирина Мащицкая, получила жестокий отпор от шаманистов. Мащицкой объяснили, что даже если она сможет возвести ступу на острове, она неизбежно будет разрушена. В итоге ступа была возведена на безжизненном островке Огой.
Между тем, во многом благодаря поддержке Николаева и Бронштейна, на Ольхоне уже ведется активная работа по установке памятника. В частности, собираются некие "подписи" в защиту памятника. Однако среди жителей Ольхона подписавшихся - всего несколько человек, остальные подписи собраны на материковой части Ольхонского района. Кроме того, любой проект в особо охраняемой природной территории должен проходить согласование с федеральными структурами.
Не исключено, что попытка Намдакова и протежирующего ему Виктора Бронштейна установить скульптуру именно на мысе Хобой, посещаемом тысячами туристов, является элементом монетизации творчества скульптора. Ходят слухи, что в последнее время его произведения, к которым прикреплен ценник с многими нулями, очень плохо покупаются.