Томские университеты Владимира Джанибекова и его космические мили
Старшее поколение отлично помнит про такой уникум, как эффект Джанибекова. Для молодежи напомним. В 1985 году советский космонавт Владимир Джанибеков, находясь на борту орбитальной станции «Салют-7», обратил внимание на одно необычное явление. Будучи в невесомости он открутил гайку с длинной шпильки и с удивлением увидел, что гайка летит, после чего разворачивается на 180°, потом, ещё немного пролетев, снова разворачивается.
И такие повороты с завидным постоянством дублируются через одинаковые временные промежутки. Явление назвали эффектом Джанибекова, второе название – теорема теннисной ракетки или теорема промежуточной оси.
Талантлив во всем
Владимир Джанибеков – самый опытный советский космонавт, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Общая продолжительность его полётов составляет 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Два раза Владимир Александрович выходил в открытый космос, и его нахождение во Вселенной составило почти полный рабочий «офисный» день – 8 часов 34 минуты.
Во всех своих пяти полетах являлся командиром корабля. Член Союза художников СССР, автор фотоэскизов почтовых марок для России и США. Ему принадлежит патент на разработку орбитальных часов – космонавигатора, благодаря которым космонавты в любое время могут определить, над какой точкой Земли находятся. С 1 мая 1997 года Владимир Александрович состоит профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского госуниверситета. О космических милях и уникальном опыты космонавта – в нашем материале.
«Впервые в Томск я приехал в конце 80-х годов. Поездка была связана с формированием совершенно нового направления в образовательной сфере – дистанционном зондировании земли и исследовании видов с самолёта и из космоса. Во многих городах Сибири тогда проходили конференции по этой тематике, и Томск не стал исключением. Тогда и началась наша многолетняя дружба и с томичами, и с ТГУ. С мая 1997 года я работал профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета по совместительству. Читал лекции, вёл «круглые столы» по проблемам экологии, космических исследований, методам космического мониторинга, энергетике и другим приоритетным направлениям науки и техники на школах молодых учёных и специалистов «Физика окружающей среды». Примерно тогда же выступил организатором и новой школы в Центре подготовки космонавтов, где нас подключали к работе группы самых разных специалистов, – геологов, почвоведов, лесоведов. И мы в то время, по сути, осваивали практически новую профессию – эколога-космонавта, инженера-эколога. Моя задача заключалась в организации этой отрасли, создании международного экологического патруля и станции «Мир-2», которая должна была работать на предполярных орбитах», – рассказывал томским журналистам космонавт.
Другой мир
К своему первому полету Владимир Джанибеков, по его словам, готовился восемь лет и совершил его с 10 по 16 января 1978 года в качестве командира первой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» вместе с Олегом Макаровым на космическом корабле «Союз-27».
«Я был заряжен на удачу, мне просто не терпелось попасть туда, где еще не было ноги человека. В сам момент старта думаешь: «Господи, не дай осрамиться!». Во время полета приходит осознание и понимание того, что Земля неповторима и прекрасна. После него принципиально меняется мироощущение, философия. В космосе всё видно со стороны: виден весь масштаб того, что мы делаем с матушкой-Землёй. Страшное и сакральное чувство», – рассказывал он томским журналистам.
В своем последнем пятом полете он находился более трех часов. Спустя много лет он вспоминал, что он тогда испытывал острое нежелание прощаться со Вселенной. Ему очень «хотелось ещё «повисеть» между звёздами. Полюбоваться Землёй, которая летит под тебя».
P. S
Нам всем интересно, когда же, наконец, произойдет встреча представителей других планет и галактик с землянами. Какой она будет, эта встреча? Владимир Александрович считает, что гости к нам прилетят, «когда мы станем мудрыми, будем жить в мире и согласии друг с другом».
«То освоение космического пространства, о котором мечтал Константин Циолковский, еще не стоит, на мой взгляд, на повестке дня. Человечество еще не достигло такого уровня, чтобы четко понять необходимость этого. Да и энергетически мы ещё слишком слабы, чтобы обеспечить более глубокое проникновение в космос. У человечества слишком много проблем, связанных с жизнью на Земле, и именно эти проблемы, как мне кажется, останутся самыми насущными в течение ещё многих столетий», – в свои 80 лет уверен космонавт.
С Днем космонавтики!
Фото: ekskluziv-smi.ru