Безобразие вокруг томской мечети продолжается
7 июня ООО «Вектор» подало иск в арбитражный суд против мэрии Томска. Та отказала в строительстве нескольких четырёхэтажных домов около Красной мечети, являющейся объектом культурного наследия регионального значения.
«Письмом от 7 апреля 2022 года департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска отказал обществу в выдаче разрешения на строительство вышеуказанных объектов… Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным и необоснованным и нарушающим права общества в сфере экономической деятельности», – утверждает «Вектор»
В 2008 году «Вектор» (ИНН 7017207768, ОГРН 1087017006966) завладел зданием бывшего ликёро-водочного завода, которое примыкало к мечети. Фирма зарегистрирована в Чечне, директор – северчанин Вячеслав Черноскутов (ИНН 701704741479), главный вид деятельности – аренда и управление собственной или арендованной недвижимостью.
В мае 2020 года «Вектор» снёс здание алкозавода, причём незаконно. Во-первых, чтобы его разрушить, нужно было получить соответствующее разрешение от комитета по охране объектов культурного наследия Томской области. Этим Черноскутов пренебрёг. Во-вторых, снос осуществлялся с дикими нарушениями: территория не была огорожена, не было установлено специальных знаков, не были предусмотрены меры безопасности.
Осенью 2021 года стало известно, что «Вектор» хочет построить на его месте три железобетонных четырёхэтажных дома. Горожане указали на это Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры:
«Жители «Татарской слободы», общественность города, депутаты Законодательной думы Томской области и города Томска обеспокоены новым строительством, запланированном на территории достопримечательного места «Татарская слобода» по адресу: город Томск, улица Трифонова, 18. Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации выполнен экспертом О.А. Свиридовским (город Омск). Выводы эксперта не отвечают целям сохранения культурно-исторического наследия города Томска и противоречат поручению президента России об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия города Томска, как исторического поселения федерального значения, а также противоречат требованиям и ограничениям к существующим объектам капитального строительства, в частности по этажности и основным строительным материалам, установленным действующим Проектом зон охраны».
Действительно, согласно нормам, около Красной мечети могут быть построены двухэтажные (не выше) дома из традиционного основного строительного материала. Железобетон к традиционным стройматериалам, разумеется, не относится.
В конце ноября 2021 года глава совета Томского регионального отделения ВООПИиК Мария Бокова написала письмо главе Республики Чечня:
«Уважаемый Рамзан Ахматович! Наше обращение к Вам вызвано острой необходимостью и крайней обеспокоенностью судьбой Красной соборной мечети в городе Томске. Первая соборная мечеть (Красная мечеть) построена в 1901–1904 годы на средства купца Карима Хамитова. Мечеть возведена на месте сгоревшей деревянной мечети, построенной еще в 1810 году. Это намоленное место свято не только для мусульман Томска и мусульман – гостей города. Это достояние всех жителей Томска и всего многонационального народа Российской Федерации. Как сказал один из представителей духовенства, «чужих храмов не бывает», и мы полностью с этим согласны. Веру надо уважать!».
Почему Бокова обратилась именно к Рамзану Кадырову? Напомним, в 2002 году Красная мечеть была передана мусульманской общине. Её состояние оставляло желать лучшего: не было минарета и купола. В 2014 году Фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова за 70 миллионов рублей восстановил храм.
«Вектор» зарегистрирован в Чечне. Либо письмо Боковой так и не дошло до Кадырова, либо дошло, и поэтому мэрия не даёт разрешение на строительство. Нам кажется более вероятным первый вариант, ведь если бы Рамзан Ахматович узнал – Вячеслав Станиславович, который Черноскутов, и думать бы забыл о трёх многоквартирках возле святого места.