Учеников нельзя делить по религиозному признаку
С будущего года ученики четвертых классов в 18 регионах страны будут изучать один из шести предметов на выбор: основы культуры одной из четырех традиционных религий России – православие, буддизм, иудаизм и ислам, основы мировых религиозных культур или основы светской этики.
Как при изучении духовной культуры избежать конфликтов между учениками, представляющими разные конфессии? Свое мнение в интервью РИА Новости высказывала директор Центра образования № 1479 Москвы, заслуженный учитель РФ Нина Куликова.
- Нина Владимировна, что, на Ваш взгляд, нужно изучать на уроках основ религиозных культур и светской этики?
- Если в школе будет введен такой предмет, то при его изучении детей, конечно, нужно будет знакомить с принятыми в России религиями, но перекосов в сторону религиозного воспитания быть не должно. Нужно отчетливо понимать, что после советского времени России не вернуться к религиозному прошлому, и любое насилие в этой области вызовет отторжение.
В нашей школе учатся дети разных национальностей из семей разных религиозных взглядов. Возможность изучения религиозной культуры в школах обсуждается не первый год, но я считала и считаю, что нельзя изучать какую-то одну религию.
- Но ведь дети будут иметь возможность выбирать.
- На мой взгляд, нельзя делить детей по религиозному признаку. Между ними возникнет брешь, они будут осознавать свои различия с самого юного возраста. Боюсь, даже драться начнут из-за того, что один – мусульманин, а другой – иудей. Есть риск, что из школ исчезнут толерантность, национальное и религиозное согласие. Кроме того, любой класс поделить будет сложно, потому что православных может оказаться пятнадцать человек, а, скажем, мусульман – трое.
Выбор курсов, связанных с конкретными религиями, ни к чему хорошему не приведет. Пусть лучше будет единый курс истории религии для всех, и к детям по очереди приходят разные специалисты: один расскажет о православии, другой – об исламе, третий – о буддизме.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть преподаватель предмета, связанного с религиозной культурой?
- Он не должен быть фанатиком. Даже если дети этого в силу возраста не заметят, то родители точно будут недовольны, а духовно-нравственное воспитание невозможно без сотрудничества с семьей. Нужно понимать, что в большинстве своем мы люди не очень религиозные. Многие ходят в церковь, ставят свечки, но зачастую это простая формальность.
Я полагаю, что обычный школьный учитель с преподаванием такого рода дисциплины не справится. Мы через «Москонцерт» приглашали в школу специалиста по Евангелию. Он читал так интересно, что дети, независимо от вероисповедания и национальностей, слушали, раскрыв рты. Это был человек с хорошо поставленным голосом, красивой речью, стройной аргументацией, очень тактичный и ненавязчивый. А потом работал у нас другой, рассказывавший о православии, но такой мрачный, что у детей ничего, кроме страха перед геенной огненной, от этого курса не осталось.
- А как вы относитесь к возможности выбора курса светской этики?
- Обучение светской этике состоит в том, чтобы привить ребенку общечеловеческие ценности и научить его нормально жить в обществе. Лучше всего об этом написал академик Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: не красть, не лгать, не завидовать и так далее. Также обучение светской этике заключается в том, чтобы научить человека нормально себя вести: уступать места инвалидам и старикам, вежливо разговаривать.
Преподавать светскую этику тоже должны специалисты, но боюсь, что тут все превратится в фарс, как в конце 1980-х годов с предметом «Этика и психология семейной жизни». Нормальных специалистов не нашли, и все заглохло.
- Преподавать основы религиозной культуры и светскую этику планируется в четвертом и пятом классах. С чем связан такой выбор?
- В этом возрасте дети начинают задумываться над серьезными вопросами, причем на них еще можно повлиять. Ребенок более старшего возраста - сформированная личность, которой либо школа уже не поможет, либо он и без школы стал порядочным человеком.
- Духовно-нравственное воспитание в школе, о необходимости которого много говорят, - это не только и не столько изучение религиозной культуры. Что еще Вы вкладываете в это понятие?
- Духовно-нравственное воспитание – это воспитание в духе общечеловеческих ценностей и, что немаловажно, воспитание патриотическое, которое не должно ограничиваться формальными мероприятиями. Ведь часто как бывает? Провели «урок патриотического воспитания» или встречу с ветеранами, галочку поставили и забыли. А нужно сделать так, чтобы детям было интересно.
В нашей школе есть музей боевой славы Первой гвардейской дивизии. Там работает штатный сотрудник, а помогают ему дети, из которых сформирован совет музея и даже лекторская группа. Когда к нам приходят первоклассники, члены совета рассказывают им о своей работе, проводят экскурсии, круглые столы, дискуссии о Великой Отечественной войне. На прошлый День Победы пятиклассники выпустили стенгазету «А плюс Б» с рубрикой «Моя родословная», где каждый написал заметку об участии в войне своих дедушек и бабушек, о том, как они защищали Москву, сбрасывали с крыш зажигательные бомбы. Если патриотическое воспитание организовано таким образом, я спокойна за своих учеников: они никогда не нарисуют на стене свастику.