Владимир Белов: "Новый атеизм будет пострашнее воинствующего безбожия 20-30 годов ХХ века"
- Я человек верующий. Однако считаю обязательное преподавание религиозных предметов в средней школе абсолютно неправомерным и могущим иметь катастрофические последствия - прежде всего для тех, кто это затевает.
Является ли наше государство православным? Нет, оно светское. И государственная школа должна быть секулярным институтом, что и закреплено в Конституции.
Справедливо ли утверждение, что "большинство у нас все-таки исповедует православие"? О. Владимир Вигилянский считает, что среди московских школьников 50 процентов крещеных, что 75 процентов россиян "в той или иной степени связывают себя с православием". Однако православным нельзя быть в той или иной степени (по крещению, воспитанию, "национальной самоидентификации"). Им можно быть только по вере. Настоящий член церкви обязан посещать богослужения, иметь осмысленное знание о предмете веры, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать посты.
Однако, по последним данным МВД РФ, на ночных православных Пасхальных богослужениях в столице присутствовало менее 1 процента москвичей. По стране результат будет такой же, если не хуже... Православным не будет тот, кто повесил иконку на ветровое стекло автомобиля: "вдруг убережет от аварии", кто венчается, "чтобы брак был счастливым", кто крестит детей, "чтобы меньше болели"...
Что представляет собой Россия? Это многонациональная и мультиконфессиональная страна. Все религии должны быть равны перед законом, который в свою очередь должен давать им равные права. Обязательное преподавание одной ущемляет права других. И никакой "государствообразующей религии" нет и быть не может! Ее никогда и не существовало, если решительно отбросить все мифы о Святой Руси, Третьем Риме, Царе-Искупителе и народе-богоносце. Если бы русские князья и цари всегда и во всем слушались православной церкви, России, я уверен, давно бы уже не существовало как независимого государства, а русских как нации...
А как быть с атеистами? Их немало, с их правами нужно считаться.
И нужно ли вообще давать религиозное образование детям? Нужно. В воскресных школах - их только в Москве аж 123. В православных гимназиях, частных школах с обязательным преподаванием религии. Вот где простор для православных катехизаторов.
В одной из таких частных школ "Линия" (ныне "Линия+") я несколько лет преподавал религию. И вот что скажу.
Во-первых, там может быть либо "История религий", либо "Закон Божий". Никаких основ православной культуры или этики не существует. (Само понятие "православная культура" сомнительно.) Но в обычной школе даже "Историю религий" делать обязательным предметом нецелесообразно (дети и без того сильно загружены), а "Закон Божий" способен стать "яблоком раздора". Да дети ничего и не потеряют: основные религии в достаточном объеме изучаются на уроках истории, этические проблемы - на уроках литературы.
Во-вторых, кто будет преподавать? Много ли среди нынешних российских богословов Флоровских и Булгаковых? Образовательный и культурный уровень православного духовенства низок. Называются цифры: 5 духовных академий и 30 семинарий... Однако настоящими учебными заведениями по-прежнему можно считать только московские и петербургские. Но и там не хватает квалифицированных преподавателей, новейшей литературы, катастрофически мало финансирование. Да, есть православные университеты. Но нет стандарта обучения. Взгляды выпускников Библейско-богословского института им. св. апостола Андрея порой диаметрально противоположны взглядам выпускников Свято-Тихоновского богословского института. Среди православных богословов, историков церкви, библеистов нет единых взглядов по целому ряду кардинальных вопросов. Вместо осмысленной веры преобладают суеверие и мифология. Велика опасность, что вместо проповеди добра и милосердия детям будут внушаться человеконенавистнические идеи: жидомасонский заговор, ритуальное убийство царской семьи...
В-третьих, встает вопрос об эффективности. Протоиерей Александр Мень первым из российских священников в 1988 году пришел в тогда еще советскую школу и дал открытый урок. Дети попросили его вести уроки регулярно. Он отказался: "Я должен буду вас заставлять, ставить оценки. Да вы и меня, и предмет возненавидите!" Религиозность - деликатное дело, оно не терпит никакого принуждения. Даже в высшей школе такое преподавание чаще всего неоправданно.
Но я боюсь, что иерархи РПЦ и православные традиционалисты все-таки продавят нужное им решение. И даже изменение в Конституции.
"Закон Божий" уже был обязательным предметом в дореволюционной России, и о нем немало негативных и просто курьезных свидетельств современников. Порочная внутренняя политика Российской империи, где церковь не только не была отделена от государства, но и подавляла всякое инакомыслие, привела к катастрофе...
Однако тот атеизм, который руководство РПЦ и чиновники Минобраза могут породить теперь, будет пострашнее воинствующего безбожия 20-30 годов прошлого столетия.
Об авторе: Владимир БЕЛОВ - кандидат филологических наук, выпускник Московской православной духовной академии и семинарии, преподаватель Московской духовной семинарии (1984-1992), преподаватель религии частной средней школы "Линия" (1990-1992, 1995-1996), член Клуба "Известий" [[email protected]]