«Это личное дело каждого». Итоги опроса Бабра
На прошлой неделе, 5 декабря, депутаты Законодательного собрания края обсудили 40 вопросов, ключевым из которых должен был стать проект закона о краевом бюджете на 2025 год. Однако вопреки ожиданиям главной темой для жителей региона стал законопроект, вроде бы направленный на защиту беременных.
Инициатором выступил прокурор Красноярского края Роман Тютюник. По его мнению, разработка законопроекта обусловлена важностью защиты женщин, которые находятся в ситуации выбора. Документ направлен на установление запрета склонения к аборту путём уговоров, убеждений, предложений, обещаний, подкупа, обмана, угроз.
При этом склонением к аборту не признаётся информирование врачом женщины о наличии медицинских и социальных показаний для прерывания беременности.
Ранее эту тему обсудили на первом Демографическом форуме, который организовала прокуратура и краевое правительство. Результатом обсуждения и стала разработка законопроекта.
По данным статистики за 2023 год, в Красноярском крае на двух рождённых детей была одна прерванная беременность. Анализ данных консультирования женщин показал, что среди причин искусственного прерывания беременности – давление со стороны близких, работодателей.
Депутат Заксобрания Илья Зайцев в качестве примера привёл случай, когда работодатель, узнав о беременности женщины, предложил ей или сделать аборт или уволиться по собственному желанию. Именно такие действия край считает недопустимыми, считает Зайцев.
А депутат Заксобрания Алексей Бойков предоставил данные по абортам в крае за 2022 год. На первом месте среди причин отнюдь не давление со стороны родственников или страх потерять работу. Большая часть женщин идёт на аборт по экономическим причинам.
• Материальные трудности – 35% (3247 женщин);
• финансовая неустойчивость – 15,6% (1459 женщин);
• психологические проблемы – 10,6% (994);
• жилищные проблемы – 8,4% (779);
• отсутствие работы – 6,6% (618 женщин);
• карьера или боязнь потерять работу – 3,8% (357).
«Платите людям достойную зарплату, помогайте реально решать проблемы семей с жильём, землёй, обеспечьте доступную медицинскую помощь, в конце концов, постройте детские сады и проведите к ним дороги, и количество абортов, без всяких запретов, пойдёт вниз», – считает Алексей Бойков.
В итоге законопроект приняли в первом чтении. За него единогласно проголосовали 42 из 44 депутатов, в том числе и Бойков, а двое воздержались. Теперь проект готовят к окончательному, второму чтению. Очевидно, что он будет принят.
В социальных сетях разгорелся целый скандалище по поводу нового законопроекта. В комментариях страсти не утихают и по сей день. Люди спорят о корректности и целесообразности закона.
Законы о запрете являются частью масштабной кампании по повышению рождаемости. Однако есть эксперты, которые сомневаются, что запреты будут эффективны.
Подобный закон о запрете склонения к абортам первым из российских регионов в 2023 году приняла Мордовия. Теперь запрет действует уже в 14 субъектах страны. Судя по всему, на очереди Красноярский край, который стал первопроходцем среди сибирских регионов.
Например, юристы считают, что потенциально под действие законов могут попасть врачи. Хотя информирование беременной женщины о наличии медицинских или социальных показаний к прерыванию беременности не считается правонарушением.
«Подобного вопроса врача: "Оставлять или прерывать?" будет недостаточно, чтобы расценить это как склонение к аборту. Но если людям понадобится дискредитировать какого-то доктора, вероятно, применить эту статью будет достаточно просто», – рассказала акушер-гинеколог, эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева изданию «Ведомости».
В последнее время наблюдается тенденция в сторону размытости формулировок в новых законах. По мнению специалистов, это даёт преимущество обвиняющей стороне, которая может их трактовать так, как ей это выгодно.
«Это декоративные законы, чтобы создать впечатление бурной деятельности. Хорошо бы законодателям подумать, к чему они подталкивают женщин такими законами», – заключает Любовь Ерофеева.
В настоящий момент не известно ни об одном зарегистрированном случае склонения к абортам. Согласно информации органов здравоохранения Курской, Псковской областей и Забайкальского края. Специалисты здравоохранения отмечают, что с момента принятия закона прошло мало времени и объективных статистических данных о его влиянии на ситуацию с абортами в регионах нет.
Отсутствие официальной статистики или административных дел по обвинениям в склонении к аборту может объясняться и децентрализованным характером установления административной ответственности, ведь поправки вносят в региональные кодексы, а не в федеральные.
Кстати, согласно данным Росстата, число абортов в стране с 2018 по 2022 год сократилось на 20%. Например, частные и государственные больницы в 2018 году провели 661 045 процедур прерывания беременности, в 2020 – 553 495, а в 2022 – 506 006. Вот только официальная статистика может искажаться за счёт неполных данных из частных клиник.
Отметим, что во время запрета на медицинские аборты с 1936 по 1955 год материнская смертность в стране превышала 300 на 100 тысяч родившихся живыми. До введения запрета в 1935 году смерти от аборта составляли 26% от всех случаев материнской смерти. После введения запрета в 1940 годах составила уже 51%. Во время его действия в начале 1950-х годов эта доля превысила 70%.
Директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович уверена, что ограничения и запреты не способны стимулировать женщин рожать больше детей. Чтобы повысить рождаемость, наряду с внедрением государственных социально-экономических мер поддержки необходимо прививать населению «культуру материнства» и воспитывать ответственный подход к родительству со школы. Женщину, готовую к материнству, нельзя склонить к аборту.
А вот демографы не видят связи между запретами абортов и улучшением демографической ситуации.
«Запрет абортов не поднял рождаемость нигде за последние 40 лет. Самый яркий пример – Польша, где при рекордно жестоком законе рекордно низкая рождаемость. Поэтому не нужно апеллировать к демографии и подъёму рождаемости. Это не про рождаемость, не про демографию, это про религию, про идеологию, про убеждения. Мы видим, что в XXI веке, независимо от того, запрещали ли аборты или разрешали, заметного влияния этих усилий на рождаемость нет вообще», – рассказал «Фонтанке» специалист по вопросам демографии Алексей Ракша.
Что же касается опроса, который Бабр проводил в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24).
63% проголосовавших отрицательно относятся к законопроекту, 27% – положительно, и 10% всё равно. Несмотря на небольшое количество принявших участие в голосовании – 145 человек – основная часть опрошенных против такой законодательной инициативы.
Фото: komi.spravedlivo.ru, Бурмистров А.