Собаки сокращаются. Но это неточно
Красноярские власти отчитались о сокращении числа бездомных собак в городе. Притом аж в два раза. За пять лет.
Статистику, которая фиксирует сокращение популяции, приводит аграрный университет, специалисты которого проводили специальное исследование по заказу департамента городского хозяйства. Последнее подобное исследование проводилось в 2018 году — тогда в краевом центре насчитывалось 10 тысяч четвероногих без хозяина.
Сообщается, что учёт безнадзорных животных проводится в два этапа. Во время первого, с 18 ноября до 18 декабря, специалисты определили 70 площадок, на каждой из которых в разные дни и время суток провели три обхода и регистрировали всех собак без владельцев. На животных составлялись карточки с характеристиками: пол, примерный возраст, состав группы, наличие бирки отлова. Далее определяли среднюю плотность обитания и численность собак в разных районах города.
Собранные данные показали, что в Красноярске обитает 5 336 бездомных собак.
Вот статистика по муниципальным районам:
• Свердловский — 1 285;
• Советский — 1 282;
• Октябрьский — 1 004;
• Ленинский — 984;
• Железнодорожный — 294;
• Кировский — 199;
• Центральный — 1 87.
Специалисты сделали вывод, что численность собак зависит от типа застройки микрорайона и наличия кормовой базы. В зонах со сплошной многоэтажной застройкой их обитает меньше, в районах с частными домовладениями — больше.
Во время второго этапа исследования, с 15 марта по 15 мая, будет оцениваться природная активность и миграция животных. Во время этого этапа данные по числу бездомных особей скорректируют. Окончательные выводы о численности популяции сделают к лету.
Мы, безусловно, теряемся в догадках, какие меры помогли так существенно сократить популяцию. Учитывая, что существующий алгоритм обращения с животными априори не предусматривает того, что число особей будет сокращаться ударными темпами. Напомним, федеральное законодательство запрещает эвтаназию и какое-либо насилие в отношении животных. Обращение с каждой из особью выглядит следующим образом: отлов — вакцинация — стерилизация/кастрация — выпуск в прежнее место обитания. Агрессивные особи подлежат пожизненному содержанию в приютах (здесь вынесем за скобки методику определения того, что особь является агрессивной).
Также нужно обратить внимание на относительность подсчёта — на сегодняшний день невозможно достоверно подсчитать популяцию, то есть погрешность есть в любом случае. Вопрос лишь в том, насколько большой будет погрешность. Сами специалисты аграрного университета ранее признавали, что подсчёты будут очень относительными.
«Чтобы подсчитать общую численность, нужно либо выловить всех животных, либо подсчитать их одномоментно — это невозможно. У нас охвачено будет около 10% территории. Из того, что мы учли за полторы недели, у нас всего 26% биркованных собак, это очень низкий процент, это значит, что программа отлова не помогает», — рассказывала доцент Красноярского ГАУ Ольга Тимошкина в декабре 2022 года.
10-процентный охват не оставляет надежды на получение полноценной картины о численности популяции. А если специалисты на этом фоне констатируют низкий процент биркованных (а следовательно и стерилизованных) собак, то за счёт чего произошло двукратное снижение числа особей? Загадка.
Финансовые ассигнования на отлов себя не оправдывают — они не только не влияют на численность, но и становятся благодатной коррупционной средой для недобросовестных подрядчиков. И тем не менее, подчеркнём, иных инструментов распоряжения с жизнями собак попросту не имеется.