У голодающих растут аппетиты
В городе нефтехимиков всё ещё неспокойно. С декабря прошлого года ангарчане регулярно выходят на акции протеста, вплоть до пикетирования «серого дома».
Народное недовольство первоначально было связано исключительно с резко возросшей стоимостью коммунальных услуг. Затем активисты включились в борьбу против застройки городской парковой зоны, коррупции и двоевластия.
Не достучавшись таким образом до местных властей, горожане решили пойти на крайний шаг.
Ошибка местных властей
Напомним, с 22 на 23 мая голодовку в Ангарске объявил председатель городской общественной организации ветеранов боевых действий «Патриот» Александр Горобец, потом к нему присоединились ещё несколько человек, в том числе секретарь горкома КПРФ Сергей Бренюк.
- Протесты в Ангарске длятся более полугода. Горожан беспокоят, прежде всего, необоснованно завышенные тарифы ЖКХ, коррупция в администрациях города и района, а также двоевластие, - отметил секретарь местного отделения «красных» Дмитрий Надымов.
Между тем, по словам министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петра Воронина, нельзя говорить о том, что тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг в Ангарске завышены в два раза. Налицо - ошибки местных чиновников.
- С 2005 года Ангарск фактически не увеличивал тарифы на содержание и ремонт жилого фонда, в результате чего они были самыми низкими в области. А потом вдруг администрация «проснулась» и за раз подняла тариф, не проведя должной разъяснительной работы с населением. И вот представьте: человеку, который всегда платил, условно говоря, 6 рублей, говорят - плати 10. Конечно, он будет недоволен таким резким скачком и ему будет всё равно, много или мало он платил раньше, в сравнении с жителями других территорий.
По мнению правительства региона, нормативы должны быть пересмотрены в сторону уменьшения, но муниципалы с этим не согласны.
- Такая позиция мэра даёт повод некоторым людям представить, что в городе ужас что творится. На самом деле голодовка - это полный популизм, желание набрать политические очки, - уверен Пётр Воронин.
«Красные» всё радикальнее
Политический оттенок в ангарском «воздержании от пищи» усмотрели и политологи:
- В городе ещё нет такой ситуации, которая ведёт к голодовке: все предприятия работают, зарплату выплачивают. Поэтому, конечно, видно, что это часть уже политической борьбы за власть в рамках предвыборной кампании (10 октября состоятся выборы мэра Ангарского района. - Авт.), чтобы получить известность ещё в тех кругах, которые далеки от политики как таковой, - говорит кандидат политический наук Алексей Петров.
При этом социолог Сергей Шмидт такой «PR-ход» со стороны коммунистов считает крайне неудачным:
- Серьёзная партия не должна этим заниматься. Ну разве можно представить себе Ленина, объявившего голодовку в знак протеста против самодержавия?
Шансы победить на выборах в Ангарском районе, полагают эксперты, у компартии есть. Взяв один за другим два крупных города Приангарья, «красные» серьёзно настроились продолжить своё триумфальное шествие. Теперь всё зависит от того, на какого кандидата КПРФ сделает ставку на этот раз.
- Очень может быть, что на осенних выборах компартия выдвинет наконец-то настоящего коммуниста - до этого кандидатам она просто поручала свой лейбл, а те шли на выборы за счёт своих ресурсов, не имея перед партией никаких обязательств. Если такой произойдёт, то предсказать повторение успехов в Иркутске и Братске я бы не взялся. Настоящего «консервативного» коммуниста «Единая Россия», как мне кажется, сможет побороть, - считает Сергей Шмидт.
С ним согласен и Алексей Петров:
- В Ангарске у КПРФ - сильные лидеры, но это ограничивает и круг тех, кто их может поддержать. Поддержать богатого и успешного Кондрашова в Иркутске - это не то, что поддержать партийного функционера Бренюка.
Политолог Юрий Пронин полагает, что у коммунистов есть два сценария действий:
- Первый - выставить своё фирменное лицо, то есть Сергея Бренюка. Тогда получится, что с каждым разом от КПРФ будет проходить всё более радикальный кандидат. Второй вариант - сделать ставку на фигуру, более известную в хозяйственных кругах, более консолидирующую, как в Иркутске или Братске.
Языком цифр:
5,08 кубометра на одного человека в месяц - ангарский норматив потребления горячей воды (5,17 - в Черемхово).
* По данным министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области