Спасем мир от ядерной войны?
Северная Корея прекратит программу по созданию ядерного оружия в обмен на ковыктинский газ.
Закончив с Ираком, Америка должна обратить свой взор на Северную Корею, которую она также причисляет к "оси зла". В КНДР энергетический кризис. Его может разрешить строительство атомных электростанций или газопровод. США же уверены, что разрабатываемая КНДР ядерная программа направлена вовсе не на поиск новых источников энергии, а на создание оружия массового поражения.
Назревающий ядерный конфликт может быть разрешен, если газопровод из Иркутской области пройдет в Южную Корею через КНДР.
Возможно, США, опасаясь ядерной угрозы, частично профинансируют этот проект. Южная Корея также в этом заинтересована. Сама же Иркутская область и владелец лицензии на разведку и разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения ОАО "РУСИА Петролеум" от таких глобальных проблем находятся в стороне. Однако международное технико-экономическое обоснование ковыктинского проекта будет готово уже в конце июня. В Иркутскую область съедутся представители всех заинтересованных государств и о чем-нибудь договорятся. В это же время должен зашевелиться и Газпром. В общем, грядут интересные события.
Придет ли Газпром на Ковыкту
Алексей Соболь, заместитель губернатора Иркутской области и председатель Совета директоров ОАО "РУСИА Петролеум", полагает, что вхождение Газпрома в Ковыктинский проект выгодно всем.
Интерес к Ковыкте Газпром проявлял несколько лет назад, потом охладел, а в последнее время вновь стал уделять пристальное внимание проекту. Причин несколько. Ковыктинское газоконденсатное месторождение – одно из крупнейших разведанных на востоке страны, 1,9 триллиона кубометров, а при доразведке эта цифра заметно увеличится. К тому же оно подготовлено к промышленному освоению и может быть использовано как для покрытия внутренних потребностей страны в газе, так и для поставок его на экспорт.
– По оценкам специалистов, стоимость добычи газа на Ковыкте ниже, чем на других российских месторождениях, – говорит Алексей Соболь. – Внутренние цены на газ в России гораздо меньше, чем на внешнем рынке. Поэтому политика Газпрома такова: на экспорт лучше продавать газ, стоимость добычи и транспортировки которого выше. Но вместе с тем есть интерес и к поставке газа в страны АТР. Уже подписано соглашение между Газпромом и Корейской газовой корпорацией. Оно предусматривает, как поставки газа в Корею, так и участие Газпрома в процессах приватизации корейской корпорации.
По мнению Соболя, акционерам "РУСИА Петролеум" выгодно, чтобы Газпром все-таки пришел: эта структура обладает необходимым опытом, технологиями добычи и транспортировки газа, имеет подготовленных специалистов. Кроме того, это наполовину государственная организация. А государственные интересы очень важны – проекты такого масштаба носят не только экономический, но и политический характер.
Соглашение между Иркутской областью и Газпромом уже готово, но в нем сделана ссылка на государственную программу создания газово-нефтяного комплекса Сибири и Дальнего Востока. Программа эта еще не утверждена, поэтому без нее соглашение не подписывается.
Исходя из российских государственных интересов, программа должна определить, в каком направлении будет развиваться этот нефтегазовый комплекс, куда должен приоритетно идти газ, какая структура будет являться координирующей, кто будет заниматься экспортом.
В общем, все решится, когда программа начнет действовать. Но в любом случае Газпром сможет принять участие в ковыктинском проекте, если кто-то продаст ему свои акции. Это может быть Интеррос или администрация Иркутской области.
Сегодня "РУСИА Петролеум" вместе с партнерами – китайской и корейской сторонами – готовят технико-экономическое обоснование проекта. К 1 июля оно должно быть полностью завершено. Координационный комитет соберется в Москве, а затем в Иркутске. Китайская сторона высказала предложение пригласить на завершающее заседание представителей правительств трех стран. Но кто именно посетит столицу Восточной Сибири, пока неизвестно.
Когда начнется газовая атака
До сих пор непонятно, будут ли учтены интересы Пхеньяна. Рассматривается два варианта прохождения газовой трубы в Южную Корею: морским путем, минуя Северную Корею, и по территории КНДР. Иркутская область с Северной Кореей никаких переговоров не ведет – с маршрутом должна определиться Южная Корея.
Когда будет утверждено ТЭО, начнется основная работа. В 2004 году предполагается обустроить месторождение, а в 2008-м организовать первые поставки газа с выходом на максимальные объемы к 2012 году.
По словам Алексея Соболя, для Иркутской области проект чрезвычайно важен – это рабочие места и налоги, а также возможность реализации регионального проекта газификации – потребности в газе в Приангарье неуклонно растут.
Кроме того, проект может привлечь инвестиции. В свое время одна из японских фирм предлагала Иркутской области построить завод по переработке газа в деметиловый эфир – он может использоваться как топливо (в Москве реализуется программа по переводу дизельного транспорта на это топливо) и как сырье для химической промышленности. Однако поставленные условия были не в нашу пользу: японцам – лицензия на месторождение, льготные тарифы на железнодорожные перевозки и весь продукт, а участие российской стороны – только рабочие руки, да и то в ограниченном количестве. Проект этот не нашел реализации, но администрация области не исключает, что японцы могут пересмотреть свои взгляды или появятся другие интересные предложения.
Справка
Ковыктинское месторождение газа было выявлено в 1975–1976 годах. Но официальной датой его открытия стал 1987 год.
Месторождение находится в 450 км от Иркутска и расположено в Жигаловском и Казачинско-Ленском районах.
Площадь месторождения 7499,5 км2. Глубина залегания (по вертикали) 2838–3388 м. Ожидаемый годовой уровень добычи газа – свыше 30 млрд м3 в год.
Оцененные запасы составляют 1,9 трлн м3.
Сейчас на Ковыктинском ГКМ действуют три эксплуатационные скважины.
Разведанный потенциал Ковыктинского месторождения обеспечит добычу более 30 миллиардов кубических метров газа в год для потребления на местном рынке и экспорта на срок более 30 лет.