Глеб Севостьянов

© Babr24.com

ПолитикаИркутск

25055

22.05.2024, 00:07

Муниципальная реформа: что за зверь такой и с чем его едят?

Все больше внимания к себе привлекает очередное политико-административное ноу-хау российской действительности – муниципальная реформа. В Иркутской области она затронула, по некоторым данным, уже четыре района области.

Фактически, на сегодняшний день, законодательно оформлен переход на новую административную единицу лишь Усть-Илимского и Чунского районов. На очереди Братский и Заларинский, которые уже провели общественные слушания или рассмотрели вопрос на заседании районной думы. Активно обсуждаются мероприятия по объединению и во многих других районах области.

Преобразование в регионе запущено. Но в публичном пространстве нет обобщенной информации о том, что ждет районы после объединения и как к нему прийти.

Разбираемся вместе.

Что такое объединение района в округ?

Это упразднение органов местного самоуправления первого (поселкового) уровня. В «топку реформы» уходят избираемые главы поселений (сельских и городских), а им на смену приходят «старосты» – назначаемые окружной администрацией чиновники, отвечающие за управление территориями.

Ситуация двоякая. С одной стороны, под упразднение попадают главы маленьких деревень, которые зачастую сами мечтают сложить с себя обузу управления, к тому же грозящую за «неверный шаг» уголовным делом. С другой стороны, муниципалитет первого уровня – это и далекий поселок Алыгджер в Тофаларии, и вполне себе немаленький город Алзамай в том же Нижнеудинском районе.

Уместно ли грести под одну гребенку такие совершенно несопоставимые территориальные единицы?

В лету истории, согласно муниципальной реформе, уходят и думы муниципалитетов первого уровня. Остается лишь дума округа, в которой в теории есть представители всех упраздненных территориальных единиц. Правда, на практике никто не мешает заполнить думу кандидатами от одного «центрального» города нового округа, не пропустив нерадивых «селян».

В сухом остатке это упразднение всего и вся – идея, базирующаяся на двух «столпах».

Первое – это экономия. Выборы в муниципалитеты первого уровня, которые проходят каждые пять лет, «стоят» региону сотни миллионов рублей. Бюджетных денег, на которые можно строить школы, детские сады и больницы. Уж не будем говорить про дороги, их в Иркутской области с министерством транспорта упорно не строят десятилетиями. Но это совсем другая история.

Да и содержать администрацию в каждом поселке (обслуживать здание, где она расположена, держать штатные единицы бухгалтеров, специалистов по закупкам, кадастрам и так далее) – тоже затея недешевая.

Второе – это управляемость новых муниципальных единиц. Теперь останется только сорок два мэра, которые должны и будут исполнять приказы областного правительства и нести персональную ответственность за все, что происходит на территории округа. От ЖКХ до образования – на все воля только мэра.

И справедливости ради средства на все тоже только у мэра. Бюджет един и консолидирован. А значит, все ремонтные работы и стройки, проходящие согласно 44 ФЗ по закупкам и тендерам, консолидированно оформляются администрацией округа. Заказ укрупняется (он теперь может быть сразу на ремонт улицы двух, трех, пяти поселков округа), выгода подрядчика повышается. Подрядчика проще найти и привести в глухую сибирскую тишь.

Обратная сторона медали: теряется вертикаль власти, а с ней и вертикаль контроля. Если мэр пойдет по стопам условного тулунского Юрия Карих или тайшетского Александра Величко, сбалансировать его жадность теперь некому.

Как говорится: думайте сами, решайте сами. Федеральный уровень власти вот уже несколько лет настойчиво грозит провести реформу на всю страну. Но пока федеральный закон не принят, и районы Иркутской области «реформируются» кто во что горазд.

А как вообще проходит реформа?

Решение о преобразовании принимают далеко не жители района. Их вообще никто не спрашивает, хотя для галочки и проводят общественные слушания. Решение о преобразовании принимается теми самыми упраздняемыми думами первого уровня, затем утверждаются думой районной, а после – Законодательным собранием региона. Решение не абы какое и принимается не простым большинством (четыре из семи, например), а большинством абсолютным. Один против – еще простительно. Если больше – жить району и дальше районом.

Но тут индивидуальная математика для каждого района.

Не ограничены и сроки: решение может «протянуться» и на год, и выстрелить (как было с Усть-Илимским районом) за несколько месяцев.

Но жители ряда территорий уже чувствуют занесенный над головой дамоклов меч муниципальной реформы. И зачастую ждут комментариев от местных властей, чего им ждать от завтрашнего дня.

Муниципальная реформа шагает по стране.

Кто не спрятался – я не виноват…

Фото: polymerh.ru, t.me/irk_messenger

Глеб Севостьянов

© Babr24.com

ПолитикаИркутск

25055

22.05.2024, 00:07

URL: https://babr24.news/irk/?IDE=260185

bytes: 5095 / 4715

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Глеб Севостьянов.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Иркутск)

Не откладываем денежки на потом: разбор бюджета Иркутской области

На минувшей сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая прошла 20 ноября, в первом чтении был принят бюджет региона на 2025 и плановый период 2026-2027 годов. При этом уже сейчас известно, что ко второму чтению ожидаются поправки, в первую очередь – на объекты капитального ремонта.

Глеб Севостьянов

ПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

1829

22.11.2024

В списках не значился: вычеркивание памятников архитектуры

С 12 по 14 ноября на сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области было опубликовано более 350 экспертиз исторических зданий.

Лилия Войнич

ПолитикаКультураИркутск

7148

21.11.2024

Инсайд. Окладникова и ее «антикоррупционная оговорка»

Закончилась эпопея с выбором министра экономразвития региона. Как становится известно, не стоит ожидать перехода на данную должность амбициозного руководителя фонда Центр «Мой бизнес» Диляры Окладниковой. Ведь такая ротация создала бы для нее определенные сложности.

Ярослава Грин

ПолитикаЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

5508

21.11.2024

Торгово-экономическое сотрудничество Приангарья и Армении обсудили накануне

Завершился двухдневный визит делегации Совета Федерации в Армению. В составе российской парламентской группы работал сенатор от Иркутской областиАндрей Чернышев. Главным событием стало 38-е заседание российско-армянской Межпарламентской комиссии, где обсуждались вопросы сотрудничества.

Алина Саратова

ПолитикаОбществоРоссия Иркутск

3354

20.11.2024

И рыбку съесть... Нет, просто сесть и принять бюджет. Сессия Заксобрания Прибайкалья: онлайн Бабра

Гвоздь повестки 17 сессии Заксобрания Иркутской области – конечно, проект областного бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Документ трудный: с доходами серьезная напряженка, поэтому сложно говорить не только о строительстве каких-то объектов, но и о капремонтах.

Георгий Булычев

ПолитикаИркутск

16068

20.11.2024

Депутатский контроль. Алексей Распутин: мандат под вопросом?

Вашу маму и там и тут показывают… Примерно так можно охарактеризовать позиции депутата Законодательного собрания Иркутской области Алексея Распутина, не сходящего с новостных сводок последние несколько месяцев. Причем по совершенно разным, но неизменно неблагопристойным поводам.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

6501

19.11.2024

Калабуховский дом иркутской мэрии: за МУПы не чокаясь. Сверху уже чокнулись

С 2025 года восемь муниципальных унитарных предприятий Иркутска станут акционерными обществами. Это «Иркутскавтотранс», «Иркутскавтодор», «Горзеленхоз», «Ритуал», «БТИ», «Иркутская Аптека», «Комбинат питания» и «Центральный рынок».

Георгий Булычев

ПолитикаЭкономика и бизнесОбществоИркутск

7169

19.11.2024

Телеграм Иркутска за неделю: вторая часть эпопеи о бесчинствах Кудрявцева и раскол казачьего войска

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 11 по 17 ноября включительно. Неистовый Кудрявцев. Продолжение следует? Вторую неделю подряд с первых позиций информационных сводок не сходит депутат думы Иркутска единоросс Алексей Кудрявцев.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

6751

18.11.2024

Тарифы в Сибири: почему штормит Иркутск?

Телеграм-каналы в Иркутской области вторую неделю хаотично вбрасывают различные информационные поводы на тему дифтарифа, причем абсолютное большинство генерируют ресурсы, аффилированные с администрацией области и лично с губернатором.

Ярослава Грин

ПолитикаОбществоИркутск

18255

15.11.2024

Синдром Кудрявцева. Едреный партийный член – для иркутского сообщества

Иркутская политическая общественность пусть не с содроганием, но с любопытством ждала вердикта комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике думы Иркутска, которая вроде как рассматривала 12 ноября неподобающее поведение депутата от «Единой России», предпринимателя Алексея Кудрявцева.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

14645

13.11.2024

Телеграм Иркутска за неделю: неистовый Кудрявцев, пролетевший глава и новый символ «иркуцкости»

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 4 октября по 10 ноября включительно.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыОбществоИркутск

21910

11.11.2024

Почему агентство по туризму Иркутской области рисует ей фигвамы?

Руководитель агентства по туризму Прибайкалья Евгения Найденова в конце октября буднично сообщила на пресс-конференции, что все 377 запланированных номеров в модульных отелях до конца 2024 года не введут... Сильно не введут.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыОбществоИркутск

14518

04.11.2024

Лица Сибири

Волков Аркадий

Обухов Александр

Шевченко Светлана

Москаленко Алексей

Бриль Николай

Цыденов Алексей

Салко Дмитрий

Тенигин Алексей

Пур Григорий

Сандаков Яков