Уже не губернатор
Двадцать второго октября 2019 года в Иркутской области исчез губернатор Сергей Левченко…
… а появился кандидат в губернаторы под таким же именем и фамилией. В этот день, выступая в Клубе публичной политики в Иркутске, пока еще действующий глава региона выразил желание принять участие в выборах губернатора. Поэтому конец октября можно смело считать началом выборной кампании Сергея Левченко и уходом его в политику, а номинальный губернатор – это уже не полноценный руководитель региона.
В американском политическом сленге есть неформальное прозвище тех высокопоставленных государственных чиновников, которые вот-вот покинут важный пост – «Хромая утка». Эти люди уже практически ничего не решают или не хотят решать, поскольку досиживают в своем кресле последние месяцы. В России подобных персон нередко называют «сбитыми летчиками», людьми, которые потерпели неудачу с последующей невозможностью ее исправить. При этом «сбитые летчики» очень часто, потеряв контакт с реальностью, продолжают вести себя как прежде, несмотря на то, что окружающие уже давно воспринимают их по-другому.
Поэтому уже сегодня Сергей Левченко это и хромая утка и сбитый летчик одновременно. Фактически он уже не исполняет губернаторские обязанности, поскольку время и мысли заняты главным для него вопросом – сохранить пост на второй срок, для себя и для окружения.
Если что-то делается или будет делаться, то большей частью по инерции и в собственных интересах, через призму выборной кампании. Собственно подобную линию Сергей Левченко сейчас и демонстрирует.
Практически заморожены ключевые инвестиционные проекты, губернатор стал реже появляться в подтопленных территориях. Не случайно вице-премьер Виталий Мутко, до этого достаточно лояльно относящийся к иркутскому губернатору, уже прямо пригрозил: в регионе может быть введено прямое федеральное управление. По его мнению, региональное правительство, Сергей Левченко не справляются с ликвидацией последствий затопления и обеспечением помощи жителям региона. Еще ранее неудовольствие ходом работ выразил президент страны Владимир Путин.
Но эти тревожные сигналы как-то не очень сильно повлияли на стиль поведения и управления регионом. Он по-прежнему предпочитает решать свои вопросы и своего окружения. Из этой серии, например, повышение собственной зарплаты и еще семи десятка областных чиновников. С помощью фракции КПРФ ему удалось продавить через Законодательное собрание соответствующий закон. На повышение зарплаты губернатора и его свиты в будущем году израсходуют 120 миллионов рублей областного бюджета.
Этих денег, как считают эксперты, вполне бы хватило на строительство двух новых сельских домов культуры. Завидную настойчивость Сергей Левченко проявляет и в защите своих соратников, а точнее, подельников. Никакого криминала он, в частности, не видит в действиях экс-министра лесного комплекса, а ныне заключенного Сергея Шеверды. Упорно оправдывает и своего зама Дмитрия Чернышова, который засветился с виллой в Италии, приобретенной на сомнительные деньги.
Эту бы настойчивость да на благие дела. Но нет, Сергей Левченко сейчас, похоже, больше озабочен поиском новых источников доходов для финансирования грядущей губернаторской кампании. Он не вмешивается и не берет на контроль решение проблемных для региона вопросов. И примеров на эту тему предостаточно. Чего только стоит волокита с ликвидацией токсичного загрязнения промплощадки ООО «Усольехимпром». Недавно там произошла утечка ядохимикатов, изрядно напугавшая жителей города.
Не лучше дела с рекультивацией отходов Байкальского ЦБК. Здесь, в селеопасной зоне предгорий Хамар-Дабана, в картах-накопителях хранится более 6 млн тонн опасных органических отходов. В случае схода крупного селя они могут оказаться в Байкале, что неизбежно приведет к катастрофе мирового масштаба. Регион при губернаторе Сергее Левченко сам напросился у Владимира Путина на ликвидацию этого кладбища ядов, но за минувшие два года ничего не сделано, чтобы выполнить поручение главы государства.
Ровно такое же отношение и к поручению президента страны по развитию транспортной инфраструктуры, в первую очередь модернизации действующего аэропорта и строительству нового. Дело застопорилось с тех пор, как губернатор попытался передать без конкурса, с нарушением антимонопольного законодательства, весь проект структурам близкого ему олигарха Романа Троценко. Не так давно Минфин РФ вынужден был отозвать 23 млрд рублей из федерального бюджета, которые планировалось направить на строительство нового терминала аэропорта в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)». Между тем именно отсутствие современного международного аэропорта препятствует развитию массового туризма на Байкальской природной территории, тормозит развитие экономики Иркутской области. Затягивается и строительство радиологического корпуса Восточно-Сибирского онкоцентра.
Подобные действия Сергея Левченко многие жители области считают замаскированным вредительством или следствием элементарного непрофессионализма, как губернатора, так и его команды. Прошло четыре года, а он так и не сумел себя проявить умелым хозяйственником. За то в полной мере были продемонстрированы неумение подбирать кадры, кумовство, семейственность. Чего только стоило проталкивание на пост руководителя фракции КПРФ в областном парламенте собственного сына Андрея, не имеющего для этого ни авторитета среди однопартийцев, ни способностей. Поначалу это вылилось в тихий бунт, а в последние дни и в откровенный исход, а точнее, бегство из фракции КПРФ. Самый свежий пример - выход из депутатского объединения «красных» Евгения Сарсенбаева, который нашел в себе мужество признать, что обманулся в ожиданиях. Что-то подсказывает, что он не будет единственным олицетворением внутреннего кризиса в самой крупной фракции Законодательного собрания.
Люди прозревают, они видят, что с такой властью им не по пути - время проверок на профпригодность прошло. Работать Сергей Левченко не будет, он доказал свое управленческое бессилие отсутствием каких-либо значимых экономических, социальных, политических результатов. Поэтому, несмотря на крайне неблагоприятный внешний фон, сложную внутреннюю атмосферу и родился у него проект под названием «Я хочу на второй срок».
Залезть на «броневик» губернатора, конечно же, заставляет ситуация. Народу предъявить особо нечего, мякину из мифов теперь не каждый глотает, а пустоту заполнить нужно. Следовательно, нужно перехватить инициативу, спастись от разоблачений, а для этого приходится начинать избирательную кампанию так рано. Расчет понятный: кандидату проще нападать и объяснять появление неудобных фактов происками оппонентов, политических противников. Эта стратегия когда-то принесла успех, подкрепленный немалым кредитом доверия. Но как представляется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. На данный момент кредит практически исчерпан, за Сергеем Левченко тянется длинный шлейф скандальных историй, уголовных дел против ближайшего окружения, невыполненных обещаний. Большинство понимают: «Послушай Левченко и пойми все наоборот».
Не лучшим образом складываются отношения и с федеральным центром. Москва сохраняет чисто номинальный характер отношений. Курирующий восстановительные мероприятия в зонах затопления Виталий Мутко все чаще высказывает недовольство ходом работ. Трижды побывавший в Иркутской области Владимир Путин также не в восторге от медлительности, бюрократической волокиты исполнительной власти Иркутской области. Далека от радужной ситуация даже в рядах ближайшего окружения и союзников Сергея Левченко. Все настойчивей ведут себя правоохранительные органы. В общем, претензии к губернатору нарастают, они готовы превратиться в снежный ком, несущийся с вершины горы. А потому ему и приходится бежать и занимать единственную и комфортную для себя нишу: объявлять о своем участии в грядущих губернаторских выборах, до которых остается еще почти год.
Судя по судорожным попыткам перехватить повестку дня, игре в открытость и демократию, все увеличивающемуся присутствию в подконтрольных и дружественных СМИ, Сергею Левченко (в кои то веки!) страшно.
Боязнь неизбежности ответа, наказания за четыре бесполезных для области года заставляет паниковать, истерить, заваливать исками суды, нападать на СМИ и интернет-издания. Но не работать. А потому Сергей Левченко уже сегодня де-факто не губернатор. Он опять кандидат на эту должность, причем с весьма специфичным бэкграундом и нулевыми шансами.
Как ожидается, известный своим своенравием регион оценит новые потуги Сергея Левченко должным образом. Хотя не исключается вероятность, что это сможет сделать и кто-то другой.