Гимн театру
Поставил Вадим Данцигер на сцене ТЮЗа.
Для юного поколения название спектакля «Кин IV» по пьесе Григория Горина может прозвучать как обещание остросюжетного экшэна. На деле трагикомедия со свойственными стилистике драматурга остротой и юмором, действительно пронизана конфликтами, правда, скорее внутреннего свойства, декорациями для которых становятся английские реалии XIX века. В эпицентре этой истории отношения его величества актера Эдмунда Кина (артист Олег Тупица) и короля Англии Георга IV (артист Игорь Бялоус). По словам московского режиссера Вадима Данцигера, этот спектакль, прежде всего, для людей, которые любят театр, а также уважительно относятся к жизни в театре и наоборот – умеют увидеть его в жизни. Премьера спектакля состоялась в минувшую пятницу в Иркутском областном театре юного зрителя им. А. Вампилова.
– «Кин IV» – это гимн артисту, гимн театру, – рассказал Вадим Данцигер. – Ведь театр больше, чем профессия – это наша жизнь. В этой постановке для меня, прежде всего, важна тема художника и времени, художника и власти, столкновения творческого человека с жизненной реальностью. С одной стороны, есть вечная конфронтация творца и власти, а с другой – не менее опасное покровительство. И неизвестно что страшнее, ведь как правило, человек перестает быть художником, как только его начинает любить власть.
Скорее всего, косвенная причина, по которой Вадим Данцигер решил создать гимн актеру именно в столице Приангарья, заключается в том, что именно в этом городе сорок лет назад началась его театральная жизнь. Дело в том, что в восьмом классе будущий актер и режиссер уже определился с профессией, и чтобы не терять время, решил поступить в училище.
– Я окончил Иркутское театральное училище, мастерскую Веры Товма, – пояснил Вадим Данцигер. – В 1989 году в стране было всего три театральных училища: в Нижнем Новгороде, Ярославле и в Иркутске, и я выбрал самый дальний вариант именно в силу того, что на тот момент ваше было одним из самых сильных и считалось филиалом Щукинской школы. И я об этом нисколько не жалею, потому что в Иркутске я приобрел профессию и само ощущение театра. После окончания я вернулся в Москву, а в 1997 году окончил РАТИ (ГИТИС) и уже десять лет являюсь режиссером в театре Марии Ермоловой.
По задумке режиссера Вадима Данцигера и главного художника ТЮЗа Анатолия Караульного, пространство спектакля – этот как бы театр в театре, а зрители находятся за кулисами. Прологом к «картинам» постановки служат танцы трех «венецианских масок» – артистов в черных туалетах с головными уборами из ярких перьев. В это время передвигается мебель, меняются декорации. Кроме того, сами герои во время спектакля могут обратиться к осветителю или звукорежиссеру. Этот прием создает ощущение доверительности, как бы приглашая зрителя только на репетицию спектакля и уводя его за кулисы, позволяя увидеть изнанку театральной жизни.
Например, в начале постановки суфлер Соломон (артист Михаил Ройзен) зачитывает зрителям список действующих лиц пьесы. Потом извлекает из ящика для реквизитов с надписью «Кин IV» главного героя – Эдмунда Кина. Вместе с принцем Уэльским, а во втором действии уже королем Георгом IV, они создают блестящее комическое трио. Прибавьте к этому великолепный текст Григория Горина, в котором грусть, ирония и мягкий юмор порой переплетены в одной фразе. Захватывающую любовную интригу и множество вытекающих из сюжета тем, которые затронут даже не театралов. И тогда длинноты, которые порой появляются в спектакле, станут передышкой для раздумий во время спектакля. Умная, добрая и веселая, как сама жизнь, трагикомедия Григория Горина в постановке Вадима Данцигера немногих оставит равнодушными.