Новоявленные академики. Что не так с «Музыкальным сердцем театра»?
Сразу две громкие новости с разницей в два дня были пафосно озвучены пресс-службой (в ИМТ её функции выполняет отдел по работе со зрителями) Иркутского музыкального театра.
19 июня посетители сайта и страниц театра в соцсетях не без удивления прочитали, что главному режиссёру Анастасии Гриненко и заведующему режиссёрским управлением Дмитрию Якубовичу «присвоены почётные звания» академиков современного музыкального театра.
Почему не без удивления? Потому что те, кто хоть немного разбирается в реестре государственных наград Российской Федерации, в курсе, что подобного звания там нет. Есть заслуженные деятели искусств и работники культуры, заслуженные и народные артисты. Для того же, чтобы стать академиком, необходимо быть избранным действительным членом какой‑либо академии искусств или наук, что в современном провинциально-театральном мире практически исключено.
В случае с нашими героями академический ветер подул из АНО «Музыкальное сердце театра» – фестиваля и премии, организаторы которой решили тех, кто принимает участие в выборе лауреатов, пафосно именовать академиками. По аналогии с академиками «Оскара» или «Золотого орла».
Вот именно в этот список академиков «Музыкального сердца театра» и внесли Гриненко и Якубовича.
Говоря проще – Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович стали банальными членами жюри. Причём не самой значимой и престижной премии. По крайней мере, до тех пор, пока существуют «Золотая маска», «Арлекин» и «Звезда Театрала». Которые, к слову, хоть и значимей, но обходятся без доморощенных академий.
Список академиков «Музыкального сердца» при этом весьма обширен: более 150 человек. Это композиторы, либреттисты, критики, директоры и художественные руководители театров, режиссёры, дирижёры, художники, в том числе по свету и костюмам, хореографы. От безусловных авторитетов в области музыкального театра до весьма слабо разбирающейся в его тонкостях директора ИМТ Татьяны Мезенцевой и вообще не имеющей к нему никакого отношения Ларисы Долиной.
В общем, гребут без разбору всех подряд. И попадание в этот список, формирующийся по принципу «чем больше, тем лучше», вряд ли можно считать признанием заслуг. Тем более что последних особо‑то и нет, а Анастасия Гриненко как режиссёр котируется исключительно в границах Иркутска, да и то далеко не всеми.
Зато есть теперь среди «академиков» свой заведующий режиссёрским управлением. Видимо, Гриненко без мужа боязно было в академики идти.
Как-то подслушали среди зрителей в театре дискуссию, мол, а что это за управление, которым заведует Якубович? Пришлось объяснить, что есть в театре режиссёр Гриненко. И есть заведующий её управлением – Якубович. Их, кстати, можно легко местами поменять, никто и не заметит. Правда, изюминка пропадёт. В каком ещё театре заврежуправлением танцы ставит, декорации рисует, да ещё и роль одну-другую может сыграть? Ни в каком. Поэтому, наверное, и в академики взяли. За универсализм и многогранность.
Не успело минуть и двух дней после знаменательного события, как иркутян огорошили ещё одной новостью: две постановки ИМТ вошли в лонг‑лист премии «Музыкальное сердце театра». Да‑да, той самой.
И пусть лонг-лист ни о чём ещё не говорит, это даже не номинация, но Иркутский музыкальный, на которого до этого «Музыкальное сердце» много лет вообще не обращало внимания, вместе с пермским «Театром-Театром» может похвастаться сразу двумя спектаклями в лонг‑листе: «Антигона» и «Летят журавли». И что‑то нам подсказывает, что хотя бы один из них войдёт и в основную программу фестиваля.
С «Журавлями» всё понятно. Но почему ИМТ подал заявку на «Антигону», а не на «Горе от ума»? Потому что это «ребёнок» не Гриненко и Якубовича? Мачеху из «Золушки» помните? Один в один ситуация.
Теперь самое интересное.
За три недели до описываемых событий на сцене ИМТ прошёл концерт в формате джукбокс-мюзикла «Дунаевские. Двойной портрет». Тот самый юбилейный вечер, посвящённый 125‑летию Исаака Дунаевского и 80‑летию его сына Максима, премьера которого состоялась 4 февраля в Московском театре оперетты. Тот самый, для которого Иркутск стал первым провинциальным городом в запланированном масштабном туре по стране. Тот самый, которым директор ИМТ Татьяна Мезенцева в интервью радио «Комсомольская правда. Иркутск» похвасталась как одним из главных достижений Иркутского музыкального в прошедшем театральном сезоне.
Не будем уточнять, сколько стоили билеты на это шоу. Оно действительно затратное, столичные звёзды бесплатно в Иркутск не поедут, а возможности Президентского фонда культурных инициатив небезграничны. Отметим лишь, что Максим Исаакович был «очень тронут» приёмом иркутян, а губернатор Игорь Кобзев пригласил маэстро заработать показать его шоу в Иркутске ещё раз в следующем году.
Максим Дунаевский на сцене ИМТ, 28 мая 2025 года
Теперь, как говорится, следите за руками.
Организатором концертов «Дунаевские. Двойной портрет» выступает... АНО «Музыкальное сердце театра». А президентом фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» является... Правильно, Максим Исаакович Дунаевский. И спустя три недели после радушного приёма Дунаевского и компании в Иркутске Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович стали академиками «Музыкального сердца театра». А ещё через два дня сразу два спектакля ИМТ впервые в истории попали в лонг‑лист премии «Музыкальное сердце театра».
И ещё одно чудесное совпадение: среди новоявленных академиков числится и Сергей Новиков – художник-сценограф, работавший в Иркутске над спектаклями... «Антигона» и «Летят журавли».
Вот такой замкнувшийся круг.
Не удивимся, если и один из ближайших фестивалей «Музыкальное сердце театра» будет проведён в Иркутске, благо другие знаковые музыкально-театральные регионы его уже принимали. И это прекрасно, хоть и не является гарантией, что в наш город привезут лучшие постановки страны.
Ведь не секрет, что афиша фестиваля не всегда безупречна и зачастую вызывает недоумённые вопросы. Не потому ли, что при выборе «академиков» и спектаклей-номинантов премия руководствуется творческими достижениями и художественной значимостью далеко не в первую очередь?
Фото: vk.соm/irkutskmusicaltheater