Радон: опасный невидимка в Иркутске
Радиация - враг, которого не видно и не слышно, но мы можем видеть еЈ последствия. Иркутская область располагается на разломах земной коры, и постоянные землетрясения на Байкале высвобождают радиоактивный газ - радон, который медленно накапливается в наших жилищах. Опасность притаилась на первых этажах квартир и в подвалах домов.
Присутствие отсутствия
Интерес к радиологическому воздействию радона на население в России возник в начале 80-х годов. Первые же исследования показали, что концентрация в воздухе жилых домов, особенно одноэтажных, часто превышает даже уровень предельно допустимых концентраций, установленных для работников урановых рудников.
Прибайкальский район входит в число потенциально-опасных. Дело в том, что он расположен в нефтегазоносной области, в водах которой отмечены повышенные концентрации радия и обнаружены радононосные источники с повышенной концентрацией радона. Это природная особенность. Земная кора с самого начального момента своего образования содержит природные радиоактивные элементы, создающие естественный радиационный фон.
Радон рождается в процессе распада семейств таких радиоактивных элементов. Это инертный газ без цвета и запаха, он почти в 10 раз тяжелее воздуха, растворяется в воде. Он является излучателем радиоактивных альфа-частиц и содержится во всех строительных материалах и горных породах. В наши квартиры «невидимка» попадает через расколы недр Земли, а затем через трещины в зданиях и негерметичные половые покрытия, с водой и бытовым газом.
Вредное влияние радона на человеческий организм было замечено ещЈ в XVI веке, когда таинственная болезнь шахтеров длительное время привлекала внимание медиков: смертность от рака лЈгких среди рудокопов была в 50 раз выше, чем среди прочего населения. Значительно позже анализ причин смерти работников шахт на урановых рудниках Европы показал, что от 30 до 50% горняков, работающих в шахтах, умирает от рака лЈгких.
Работники шахт до сих пор находятся в группе риска радиоактивного излучения. Последние исследования показывают, что в структуре смертности горняков от различных опухолей рак лЈгких составляет 50-70%, чем в других группах населения. Кроме рака лЈгких воздействие радона влечЈт заболевания и других органов дыхания, кровеносной системы и нарушение генетического аппарата.
Прозрачный щит
5 декабря 1995 года Госдумой был принят закон «О радиационной безопасности населения», который «представляет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья». В статье 15 данного закона говоритсяя о недопустимости превышения установленной нормы концентрации радона в жилых и производственных помещениях: не более 200 бк/куб. метр (1 беккерель - один распад радиоактивного ядра в секунду в кубическом метре воздуха). Согласно этому же закону, в целях защиты населения выбор земельных участков должен осуществляться с учЈтом радиоактивности местности и наличия на территории радона, кроме того должен проводиться регулярный производственный контроль строительных материалов и изделий на предприятиях. Еще годом ранее была введена федеральная целевая программа «Радон», основными задачами которой являются выявление потенциально опасных жилищ и объектов, исследование мест будущих застроек на предмет выделения радона.
«ВсЈ это хорошо только на бумаге, - рассказывает доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры прикладной геофизики, начальник лаборатории радиационного контроля ИрГТУ Андрей Булнаев, - программа и закон выполняются только частично, никакой фактической работы по защите населения от радонового излучения не ведЈтся».
Когда нет денег...
«В 2000 году комитет по экологии объявил конкурс грантов,- продолжает Андрей Булнаев, - наша лаборатория подала заявку, мы разработали проект «Выборочное обследование жилищного комплекса Иркутска на радон. По предварительной информации экспертного комитета, наш проект на сумму 200 тыс. рублей был в числе победителей, но деньги куда-то затерялись, и нам их так и не выплатили. Но фактическая угроза радона такова, что мешкать было некогда, и мы начали претворять проект в жизнь доступными нам способами».
Радоновый газ очень тяжЈл и, выделяясь из земли, может накапливаться только в подвальных помещениях и на первых этажах зданий. Подняться выше он просто не может - его развеивают потоки воздуха.
Профессор Булнаев и студенты-старшекурсники его кафедры рассматривали статистику смертей людей от рака лЈгких за 1999-2000 годы. Выявив почти 600 человек, принялись за обследование их домов и квартир. Но опыт не удался. Многие больные жили не на первых этажах, а информации о месте работы у исследователей не было. Из шестисот начальных адресов осталось только 50, но измерение концентрации радона в этих квартирах также не увенчалось успехом, оказалось, что в половине случаев доза была выше допустимой, а в половине нет - 50/50. Но даже эти данные были получены с большим трудом: люди не шли на контакт - не открывали двери и не желали разговаривать. Студенты попусту обивали пороги, хотя на руках у них находилась официальная бумага, разрешающая подобную деятельность.
«После первого эксперимента мы решили действовать иначе. Кое-какие данные у нас уже появились, и внимание пало на микрорайон Юбилейный, так как он размещается между трЈх разломов в земной коре, и риск радонового отравления там может быть больше, - рассказывает профессор Булнаев, - мы посовещались с главным врачом районной поликлиники ?6 и собрали семинар участковых врачей, на котором шла речь о радоне и его последствиях. После чего мы выдали всем врачам специальные пластмассовые капсулы - адсорберы, заполненные активированным углем».
Эти капсулы должны были находиться в исследуемых квартирах, а затем проходили экспертизу в лаборатории на специальном оборудовании. Такой метод обследования помещений считается более объективным, чем оперативное замерение, потому что радон-газ и концентрация его постоянно меняется в течение даже суток. Содержимое капсулы абсорбирует воздух, и все частицы, содержащиеся в атмосфере квартиры, оседают. Дабы увидеть объективную картину, капсула должна находиться в помещении три-шесть дней. «Врачам объяснили, что капсулу нужно открыть в обследуемой квартире, записать время открытия, затем оставить и забрать через 3-4 дня, проведя те же действия в обратном порядке. Но сорвался и этот опыт, так как кто-то забывал открыть капсулу, кто-то записать время и т.д.»
Но на этом работа не остановилась. Работники кафедры прикладной геофизики говорят о том, что информация всЈ равно накапливается. На данный момент учЈными обследовано более 350 зданий во всех районах Иркутска, 244 подвальных помещения и 310 первых этажей. По данным исследования, на первых этажах иркутских домов норма концентрации радона превышена на 14%, а в подвалах - на 29 %. Такая печальная картина обусловлена тем, что большинство зданий в нашем городе далеко не новые, многие горожане живут в частном секторе, где подполье имеется в каждом доме. Сам же город стоит на разломах. Для более масштабных исследований в ИрГТУ есть специалисты, есть аппаратура, но нет финансирования, поэтому научные сотрудники продвигаются в своих опытах очень и очень медленно.
Радонотерапия в Иркутске невозможна
Как известно, радон несЈт за собой не только смерть и заболевания. Радонотерапия - метод физиотерапии, когда радон в микродозах используется в лечебных ваннах и душах. В медицине используют радон-222, который при своЈм распаде выделяет альфа-излучение, которое поглощается молекулами воды. Продукты распада образуют на коже пациента активный слой, который оказывает лечебное воздействие. Радоновые ванны улучшают обмен веществ, повышают потенцию, оказывают противовоспалительное и обезболивающее действие и улучшают работу сердечно-сосудистой системы.
Мы поинтересовались у заместителя главного врача курорта «Ангара» Нины Кузнецовой, почему бы при такой доступности радона в Иркутске не открыть радоновые ванны и души, чтобы иркутяне не ездили за тридевять земель в поисках целительных вод. «Идея это, конечно, хорошая, но у нас несколько другой профиль процедур - минеральные воды, да и нет денег на то, чтобы бурить скважину или тянуть трубы к санаторию». Профессор Булнаев также комментирует эту ситуацию: «Естественные радоновые источники действительно имеют микроконцентрацию этого газа, но под землей, где они берут начало и проходят через урансодержащие породы (где радоном и обогащаются), концентрации весьма велики. Чтобы пробурить скважину на нужной территории, нужны большие затраты, оборудование, ведь придЈтся иметь дело с опасными радиоактивными элементами. Кроме того, лечение радоном - это край бритвы. Потому как наружное применение безопасно, но во время принятия ванны человек всЈ равно вдыхает радон и альфа-излучение неблаготворно действует на лЈгкие и дыхательные пути».
Дело рук самих утопающих
Уберечь своЈ жилище от воздействия радиоактивного газа совсем не сложно. Летом, когда настежь открыты окна, балконы и подъездные двери, скопление радона практически невозможно, так как его рассеивают потоки воздуха. Но зимой, когда квартиры максимально герметичны, ситуация сосем иная. Проникая через микротрещины, газ скапливается в помещении, с каждой минутой увеличивая свою концентрацию. Выходом могут служить вентиляторы и хотя бы редкое проветривание помещений. Несколько минут сквозняка не выхолодят квартиру, но заметно освежат воздух и рассеют газ. В гаражах, подвалах, коттеджах с подвалами стоит использовать кондиционеры и вентиляторы. Кроме проветривания необходимо обеспечить герметичность полового покрытия. Узнать, действительно ли радон скапливается в вашем помещении, тоже стоит. Анализ на радон могут провести специалисты ИрГТУ либо учЈные предприятия радиационной безопасности «Радон».