Причастная к чуду рождения
Руководитель областного перинатального центра, главный акушер-гинеколог Иркутской области, доктор медицинских наук Наталья Протопопова в особом представлении не нуждается. За тридцать с лишним лет она помогла появиться на свет колоссальному, по её словам, количеству детей.
А сколько женщин, отчаявшихся и потерявших надежду, получили возможность испытать счастье материнства, благодаря перинатальному центру, в создание которого она вложила свои знания и опыт. Сегодня Наталья Владимировна — гость «АиФ в Восточной Сибири».
— Выбор профессии — для кого-то это судьба или семейный бизнес, а порой дело случая. Как вы стали врачом?
— Каждый человек с детских лет сталкивается с медициной. У кого-то это оставляет негативные впечатления, а мне в жизни повезло и с медицинскими работниками, и с лечебными учреждениями. Я росла достаточно болезненным ребёнком, и родителям, особенно маме, приходилось постоянно консультироваться с врачами по поводу моего здоровья. И если обычно ребёнок боится больниц и врачей, то моё знакомство с медициной было настолько позитивным, что о другой профессии я уже и не мечтала. И заканчивая школу, без сомнений решила поступать в Иркутский медицинский институт. Когда чувствуешь, что выбранная профессия подходит тебе по характеру, близка по духу и ты сможешь себя в ней реализовать, это значит, что выбор сделан правильный. Считаю, что именно так случилось со мной: сразу пошла на лечебный факультет и на четвёртом курсе, познакомившись со специальностью «акушерство и гинекология», поняла, что смогу в ней реализоваться как профессионал.
Божественная профессия
— Вы помните первые роды, которые принимали?
— Конечно. Помню своё волнение, тревогу, как боялась причинить какой-то вред ребёнку, потому что он маленький, беззащитный, а ты ещё не до конца владеешь акушерским искусством. Это действительно искусство — принимать роды, — и я до сих пор любуюсь, когда смотрю, как это делают наши акушерки.
— Вам практически каждый день приходится соприкасаться с чудом, когда на свет появляется новый человек. Какие чувства вы при этом испытываете? Или относитесь к рождению ребёнка просто — как к обычной работе?
— Я по-прежнему отношусь к этому как к чуду. Представляете, какая природа волшебница — встречаются две микроскопические клетки и за девять месяцев внутриутробно вырастает ребёнок! Иногда даже не понимаешь, как это всё происходит. Кроме этого, все женщины вынашивают беременность по-разному, нет ни одного ребёнка, который был бы похож на другого. Каждые роды индивидуальны, каждая женщина на своей эмоциональной ноте воспринимает рождение новой жизни. И к этому невозможно привыкнуть. Ведь не зря многие мои коллеги пишут стихи, потому что, действительно, в момент появления младенца на свет происходит что-то неземное.
— Говорят, что дети — от Бога. Вы согласны с этим?
— Да, дети, действительно, бывают от Бога. Волей или неволей в это начинаешь верить, потому что бывают случаи, когда все наши методы лечения не помогают женщине обрести счастье материнства и она перестаёт верить, в то, что может родить ребёнка. И вдруг через два-три года, когда мы уже отступились от неё, она приходит к нам беременная. Разве эти дети не от Бога?
Карьера не хуже, чем в Москве
— Считается, что добиться выдающихся успехов, сделать хорошую карьеру можно только в Москве. Вам никогда не хотелось уехать в столицу?
— Может быть, до организации в 1989 году научного центра заниматься наукой в нашем городе было сложно. А ведь сочетание практической и научной деятельности — это необходимость для врача, который стремится получить больше знаний, достигнуть более высокого положения в своей профессии. Открытие научного центра сгладило наши различия со столичными медицинскими центрами. У нас появилась возможность общаться с ведущими специалистами России, повышать квалификацию на крупнейших базах, стажироваться за рубежом. Кстати, в становлении областного перинатального центра существенную роль сыграло сотрудничество нашего научного центра с одним из американских госпиталей, оказывающих помощь женщинам и детям, где мне удалось пройти стажировку. Того, что мы там увидели, в России ещё не было, и это изменило всё моё мировоззрение. Работали по 15–16 часов, пытались всё изучить и запомнить, и даже языковой барьер не мешал. Когда вернулись в Иркутск, у нас появилась возможность реализовать полученные знания и опыт. Я не думаю, что это получилось бы у меня в Москве, потому что там много талантливых людей и каждый считает, что он самый лучший. Желания уехать куда-то у меня никогда не было ещё и потому, что я очень люблю свой край, Иркутскую область, Ангарск, где я родилась. В этом месте мне очень комфортно жить, и самое главное, Иркутск — город, где можно себя реализовывать ничуть не хуже, чем в Москве, потому что здесь для этого есть все условия.
Лучший отдых — у Байкала
— Вы ведь не только состоявшийся, известный на всю область врач, вы — активный общественно-политический деятель. Не мешает это основной профессии?
— Я всегда занималась общественной работой. Мне кажется, что любой человек, который видит проблемы, стоящие перед обществом, пытается их так или иначе решить — на уровне законодательных или исполнительных органов власти. И это не мешает и не отражается на профессиональной деятельности. Просто дополнительная нагрузка, но когда понимаешь, что она приносит определённую пользу, то всегда радуешься, что удалось, к примеру, в какой-то степени облегчить социальное бремя нашим женщинам. Хотя эта работа, конечно, забирает всё свободное время.
— Как вы отдыхаете, как восстанавливаете силы?
— Парадоксально, но помогает разносторонность моей профессиональной деятельности. Определённая отдушина — научная работа, мои ученики, с которыми очень интересно, которым хочется помочь защитить кандидатские, а некоторым и докторские диссертации. Конечно, такого отдыха, как отпуск в течение 60 дней, я себе позволить не могу. Но в воскресенье, хотя бы полдня, должна отдохнуть, и предпочтительнее всего — в кругу семьи: детей, внуков, сестры и её близких. Определённое время, конечно, надо потратить на посещение парикмахера, косметолога, чтобы привести себя в порядок на следующую неделю. Летом хотя бы 7–10 дней я стараюсь отдохнуть на море, потому что самый лучший отдых там, где есть вода. У меня вообще к воде особое отношение: окунёшься в неё и чувствуешь какое-то очищение — моральное, душевное, физическое. Если нет возможности отдохнуть на море, отдыхаю Байкале. А ещё и зимой, и летом, если становится сложно и тяжело, с большим удовольствием уезжаю к озеру — хотя бы на час, просто посидеть на берегу, подышать его воздухом. Оно питает, придаёт силы и энергетику. Считаю счастьем, что мы живём рядом с таким российским чудом.
Хороший пример тоже заразителен
— Ваше представление об идеальной семье?
— Наверное, каждый человек представляет идеальную семью, опираясь на определённый опыт своих близких. Этому научить невозможно, нужно просто жить в такой атмосфере. Идеальной была семья моих родителей. Они чрезвычайно уважительно относились друг к другу и к нам, детям. Всегда прислушивались к нашему мнению и учили принимать самостоятельные решения. Каждый день по вечерам мы собирались все вместе, и каждый рассказывал, как прожил день. И наши проблемы, которые возникали, можно было решить в семье — не на улице, не с товарищами. Мы были открыты для своих родителей, потому что видели в них друзей, которые помогут, подскажут, но не будут навязывать своего мнения. Знаете, дети должны расти в любви и добре, тогда они сами становятся добрыми и создают идеальные семьи.
— Сейчас очень много говорится о том, что разрушен институт семьи, что надо восстанавливать его престиж, возрождать семейные ценности. Ваше мнение по этому поводу? Действительно всё так плохо в государстве российском и что нужно делать?
— Просто мы видим и слышим очень много негативной информации. Да, есть и всегда были семьи социально неблагополучные, которые ничего не хотят и которым ничего не надо. Но я не думаю, что только такими «ячейками общества» представлена вся Россия и Иркутская область. У нас очень много хороших примеров и нельзя говорить, что всё разрушено и ничего не осталось. Просто надо больше рассказывать о положительном, позитивном. У нас много семей, в которых молодые, красивые, состоявшиеся родители рожают третьего, четвёртого ребёнка. Это заразительный пример. Я опираюсь на собственный опыт: вот родился в какой-то семье третий ребёнок, смотришь, через время их приятели «пришли за третьим», потом другие. Потому что они увидели, как изменилась жизнь друзей с появлением малыша. И тогда не надо будет говорить о возрождении института семьи.
Для справки
Наталья Владимировна Протопопова родилась 12 мая 1951 года в Ангарске. В 1974 г. окончила Иркутский медицинский институт.
С 1993 г. по настоящее время — зам.главного врача Областной клинической больницы, главный акушер-гинеколог области. Заведует кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета ИГМУ, профессор, президент ассоциации врачей акушеров-гинекологов области, член ассоциации врачей перинатальной медицины России. Имеет два изобретения, 10 монографий, более 160 научных публикаций. За заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу ей присвоены почетные звания «Отличник здравоохранения» и «Заслуженный врач Российской Федерации». Награждена Знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью», лауреат премии губернатора Иркутской области за достижения в области науки и техники.