В музее Волконских открылась выставка картин Николая Бестужева "Акварель в изгнании"
Уникальные картины кисти декабриста Николая Бестужева выставлены сегодня в Доме-музее Волконских Иркутска. Только четыре портрета купцов Трапезников дошли до наших дней. Они бережно хранятся в семье профессора Госуниверситета Болеслава Шостаковича.
"Акварель в изгнании" - так называется выставка картин декабриста Николая Бестужева. Он был морском офицером, писателем, геологом и художником. Так получилось, что мастерство художника ему пришлось оттачивать в ссылке. После восстания на Сенатской площади Николай Бестужев был сослан в Селенгинск. Ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием. Бестужев работал гуашью, акварелью и маслом. Он приезжал в Иркутск и писал на заказ портреты чиновников и купцов.
- Его принимали во всех домах: все хотели иметь у себя работу модного художника декабриста Бестужева, - рассказывает директор Дома-музея Волконских Евгений Ячменев.
Почти все портреты кисти Бестужева, которые хранились в домах иркутян, сгорели во время сильного пожара в середине 19 века, но несколько картин все же уцелели. Портреты купцов Трапезниковых хранятся у профессора Госуниверситета Болеслава Шостаковича. Работы передаются из поколения в поколение. Болеслав Сергеевич - потомок Трапезниковых. Несмотря на то что картинам уже более 150 лет, сохранились они хорошо: Бестужев писал на бристольском картоне, который присылали родственники из Петербурга. В Доме-музее Волконских работы Николая Бестужева выставляются впервые.
- Это не собирание коллекции. Это не просто дорогостоящие работы. Это след рода, память о предках, которая передается из поколения в поколение, - говорит Болеслав Шостакович.
Сегодня же в Доме Волконских состоялась презентация 24 тома из серии "Полярная звезда", посвященного декабристу Бестужеву. Первые книги из этой серии были напечатаны в конце семидесятых. Последний том о Бестужеве - результат почти двадцатилетней работы старейшего декабристоведа России Семена Коваля. Здесь собраны эпистолярные, политические и литературные произведения декабриста. Тираж тома - пять тысяч экземпляров.