«Манны небесной не ждём». Улан-Удэнский приют «Кот и Пёс» — о выживании без господдержки и дорогом геркулесе
Бабр прибыл в приют для бездомных животных «Кот и Пёс», расположенный на окраине Улан-Удэ. На территории бывшего спортивного лагеря раздаётся многоголосый лай и мяуканье — постоянный аккомпанемент труда сотрудников приюта. Наталья Филиппова, основательница «Кота и Пса», рассказала журналистам о текущих проблемах и отношении общества и местных властей к животным в Бурятии.
С какими основными трудностями сталкивается приют в настоящее время?
Я разрешила ИП Жихаревой, отловщикам, разместиться на своей территории, иначе администрация города не заключала с ними контракт. ИП построил свои сараи, которые начали разваливаться уже на следующий год. ДВП, крыша из баннеров — всё это подлежит сносу. А наши вольеры, построенные пятнадцать лет назад, до сих пор стоят. Хоть и старые, но просторные, по 12 квадратных метров.
Мы закупаем две тонны геркулеса на десять дней. У оптовика, с отсрочкой платежа. Сейчас крупа подорожала. Последний счёт составил 72 тысячи рублей за две тонны. Эти 72 тысячи едва собрали, чтобы погасить долг и получить следующую партию.
(К ногам Натальи льнёт собака). Как будто говорит: «Я вас всех люблю». Они контактные. Дети из колледжа приезжали — обнимались с собаками в вольерах.
Удаётся ли привлекать волонтёров на постоянной основе?
Есть кураторы. Люди пристраивают к нам собаку и приезжают раз или два в неделю. Убирают в вольере, привозят лакомства, гуляют с ними. Вот они — постоянные волонтёры. Одна из них шьёт нам подушки для кошек из мебельной ткани, красивые, мягкие. Подарили большой игровой комплекс для кошек.
Часто ли помогают политики?
Вот сено от депутата Хурала Геннадия Бадмаева. Первая помощь от депутатов за несколько лет. Когда в 2021 году у нас произошёл поджог, глава Бурятии Цыденов дал поручение помочь нам пиломатериалами. Тогда и народ откликнулся, никто не просил, но люди сами везли нам новые доски. Это было очень трогательно, до слёз. Троих собак спасти не удалось, они задохнулись в дыму. Дым пошёл снизу, даже не было видно, что горит. Сосед увидел дым и позвонил.
Установили видеокамеры?
Да, сейчас установили. Спонсоры помогли всё это сделать, оплатили установку. Видимо, не всем нравится, что здесь животные не на помойке доживают.
Помощь всего лишь сеном от депутата Геннадия Бадмаева выглядит как подачка, учитывая его доходы и возможности.
Главное, что выполнил обещание. Я также отправляла письма в республиканское агентство лесного хозяйства, и сегодня они привезли нам машину горбыля.
Вероятно, редко кто-то приезжает за собакой.
Хотелось бы, чтобы чаще. Но мы отдаём не всем подряд. Бывает, люди потеряли собаку и не ищут её, а приезжают за новой. Это безответственно. Стараемся не отдавать собак на цепь, только в вольер. С цепи они срываются и уже не возвращаются домой, становятся агрессивными. Мы много забираем из отлова, спасаем тех, кто там явно не выживет. Мам со щенками или истощённых животных. В отлове к собакам относятся как к мусору, как к источнику денег.
Я сама из Новосибирска. Живу в Улан-Удэ больше сорока лет. За эти годы ничего не изменилось. Жестокость как была, так и есть. Выбрасывают, калечат, убивают. В Новосибирске такое случается редко. У меня там сестра, старший сын с семьёй живут. Сестра тоже любит животных. Говорит, хотела бы кого-нибудь спасти, но некого. И коробок с подкидышами там нет. В Новосибирске тринадцать приютов.
Возможно, это связано с разницей в уровне жизни городов?
Я связываю это с менталитетом, с воспитанием. В Бурятии в деревнях принято просто выпускать собак на самовыгул. Кого-то покусает — не моя собака. Люди с таким менталитетом переезжают в города, в Улан-Удэ. «Забирайте в отлов, убивайте, другую возьму». С кошками то же самое: гуляют сами по себе, потом их рвут собаки, давят машины. Звонят нам: «Дайте ещё». Для них животное — это вещь.
Видела сама: на улице Смолина бабушка ведёт ребёнка, из подворотни выбежал маленький щенок, виляет хвостиком. Бабушка отталкивает ребёнка и пинает щенка. Они так поступают с животными, а потом жалуются на агрессию бродячих собак. Какой пример они показывают детям? Что посеешь, то и пожнёшь.
Возможно, исправить ситуацию можно только принуждением, штрафами.
Вводят штрафы, но кто будет контролировать их исполнение? Мы даже здесь, по видеокамерам, можем поймать нерадивого хозяина, подбросившего нам своего питомца, но он всегда скажет: «Это не моё». И как докажешь? Скажут, нашёл на улице и привёз к вам. Вы же приют. Многие не понимают, что нас никто не финансирует. Читают в СМИ, что выделяются деньги на отлов, и думают, что на нас льётся манна небесная. Устали объяснять, что нам не выделяют ни копейки.
В бюджете нет такой статьи расходов, чтобы приюту выделяли деньги на содержание животных. Приют частный, не муниципальный. Муниципальные приюты даже не планируют строить. Этим людям ничего не объяснишь. Звонят: «Кошка родила, одного пристроила, остальных не могу. Заберите в приют». Я спрашиваю, почему мы должны забирать ваших котят. Вы их родили, вы и должны заботиться. Не хотели котят — стерилизуйте кошку. «Ну вы же приют», — отвечают. Я что, его для вас построила, чтобы ваша кошка рожала, а я содержала котят на свою пенсию? В ответ психоз, бросают трубку, а потом пишут негативные отзывы.
С администрацией города удаётся как-то взаимодействовать? Были попытки получить помощь?
Мы просили Гашева провести электричество. Ходили к нему на приём. Из мэрии приезжали, делали замеры, договаривались, что хотя бы столбы поставят, потому что у них нет отдельного финансирования для нас. Я говорю, поставьте хоть какие-нибудь столбы, чтобы нам было светло. Что-то решают, но уже недели три прошло после нашей встречи, и пока тишина. Надеюсь, дождёмся.
(Примечание редакции: дата проведения интервью: ноябрь 2024 года. В январе 2025-го освещения до сих пор нет. Мэрия просит у приюта 70 тысяч рублей на проведение работ).
Как видите будущее приюта? На что надеетесь?
Хочется, конечно, чтобы условия лучше были. Новые вольеры, чтобы всем места хватило. Ветеринарный кабинет свой, чтобы не мотаться по клиникам. И чтобы люди стали ответственнее, чтобы не выбрасывали животных, как ненужные игрушки. Чтобы понимали, что это живые существа, которые тоже чувствуют боль и страх. Чтобы люди забирали питомцев, освобождали места для новых подопечных.
Сейчас, к сожалению, больше похоже на борьбу за выживание. Но пока есть такие люди, как вы, надежда умирает последней. Спасибо за откровенный разговор.
Пока чиновники отделываются обещаниями, а отдельные депутаты — символическими жестами, животные в «Коте и Псе» продолжают ждать своей судьбы, надеясь на человеческое милосердие и возможность обрести дом.
Каждый может внести свой вклад в спасение жизней. В качестве поддержки Бабр привёз корм для собак и кошек. Приюту «Кот и Пёс» необходима любая помощь.
Контактный телефон: +79148449369.
Сообщество ВКонтакте: «Кот и Пёс».
Ранее на Бабре:
Приют «Кот и Пёс»: об истории спасения животных. Фоторепортаж Бабра