90-летию падения белых посвящается...
Гражданская война для большинства россиян остается до сих пор «белым пятном» в современной истории страны.
Да, мы знаем, что Красная армия победила, но почему «белые» проиграли, не очень задумываемся. Что произошло 90 лет назад в далеком от нас Крыму, после которого стало ясно, что Россия станет точно большевистской?
Один из парадоксов Гражданской войны в России - как профессиональные военные (а Белой армией руководили генералы, прошедшие русско-японскую и первую мировую войну) оказались худшими командирами, а патриоты России (так они себя часто называли) – худшими правителями, чем большевики. Почему они не смогли удержать власть, и Красная Армия под руководством Михаила Фрунзе смогла взять Перекоп, почти не встретив сопротивления. Куда делись деньги, которые отправляли западные державы, и оружие? И почему барон Врангель доверился данным своей контрразведки, которую позднее назовет состоящей из «преступного элемента»?
Врангелю верил народ. Во-первых, у него была очень добротная программа действий, написанная известный либералом Петром Струве. Важнейший экономический пункт программы – признание захвата земли крестьянами. В правительстве Врангеля были известные люди: не только Струве, но и соратник Столыпина по проведению агарной реформы Александр Кривошеин, финансист Михаил Бернацкий. В Англии была напечатана новая российская валюта, и все старые керенки и другие деньги должны быть сменены. Среди политических проектов можно выделить будущность Крыма: Врангель предполагал превратить полуостров в маленькое самостоятельное образцовое государство: с частной собственностью, гражданскими свободами, демократическими учреждениями и даже университетом. Как писал один из соратников Врангеля, «пусть там, за красной стеной, слышат о «земном рае», действительном не в Совдепии, а в белом Крыму. Пусть видят и идут к нам…Образцовое государство на носу у большевиков - лучший способ пропаганды к восстаниям. И притом к восстаниям не бесплодным: где-то на Юге есть база - Крым с признанным иностранцами правительством, с армией, с танками и боевыми припасами».
Кроме того, часто пишут, что в 1920 году белым властям удалось не только установить в Крыму твердую государственную власть, но и избавиться от тех пороков, которые компрометировали деникинскую армию в глазах населения - беззакония, коррупции, бандитизма, массового террора. Врангелю удалось восстановить в армии дисциплину, боевой дух и веру в главнокомандующего и правителя Юга России. Александр Куприн, находясь во Франции, писал в 1921году: «взвод настоящих, непоколебимых солдат в десять раз сильнее тысячного пьяного, орущего, расхлябанного сброда….для них… смерть и повиновение одинаково привычны…И они же, только они смогут и сумеют инструкторским путем поставить милицию на твердую, точную и быструю военную ногу. Таких солдат у Врангеля насчитывалось до тридцати-сорока тысяч. Это настоящая твердыня, здоровое, жизнестойкое, могучее ядро, из которого без труда родилась бы новая армия - опора и защита народного труда, оплот ничем и никем не стеснимого Учредительного Собрания».
Но зарождавшая советская власть обыграла Врангеля, заключив мирный договор с Польшей. После этого большевики смогли сосредоточить все свои военные усилия на юге страны, и это им удалось. Да и «помогло» предательство Махно…В середине ноября врангелевцы на судах Черноморского флота навсегда покинули страну, которая для большинства из них была больше, чем Родина. Трагедия ноября 1920 года еще не понята. Может быть, в этом постаралась большевистская пропаганда, чтобы вычистить все связанное с белой Россией, как с «нечистой силой».
Память о событиях 1920г. может вернуться вместе с телом Врангеля, упокоенном в Белграде. Только когда это произойдет, не скажет никто. Рана еще так остра, что ближайшие родственники барона на все предложения новой российской власти в начале XXI века сказали жесткое «нет». Инициатива фонда Н. Михалкова так и осталась на уровне неосуществленных надежд. Однако принцип барона Петра Николаевича Врангеля «С кем угодно, но за Россию!» может еще быть использован политическими силами новой российской демократии, и под ним подпишутся не только те, кто знает историю войны гражданской.
Опубликовано в газете "Байкальские вести"