Артур Скальский

© Babr24.com

ОбществоБайкал

8620

26.05.2008, 13:37

Искушение ведром

И все-таки журналистика – второе счастье. Не верите? Я тоже не верил пока не попал на экскурсию по ликеро-водочному заводу «Байкальский Кедр».

Остается удивляться мужественности тех людей, преимущественно женщин, которые здесь работают. Ведь к концу экскурсии некоторые мои коллеги явно могли перестать контролировать собственные поступки. Но, как говорится, благодаря бдительности охраны и оперативному вмешательству сотрудников цеха розлива готовой продукции скандала все-таки удалось избежать. Однако обо всем по порядку…

Это было странное приключение. По идее (да и по приглашению администрации самого «Байкальского кедра», считающей, что ей нечего скрывать от потребителя), на водочно-ликерную экскурсию, может попасть каждый иркутянин, но мы, корреспонденты журнала «Иркутские Кулуары», чувствовали себя как группа особая – сродни группе захвата. Хотя захватывать вроде бы ничего не собирались. Честное слово!

Да и завод встретил нас тоже почти как захватчиков – невесело как-то, с подозрением. Суровая охрана сразу же попыталась захватить… нет, не нас, а наши орудия производства: фотокамеры и диктофоны. И неизвестно, читали ли бы вы сейчас эти строки, если бы не очаровательный сотрудник пресс-службы Евгения, которая в нарушение правил протащила нас вместе с техникой.

Снимать и записывать было что. Здание завода, например. По сути, это памятник архитектуры 19 века, и построено это здание было по личному распоряжению графа Витте – всего за 4 года. То есть вот уже более ста лет сотрудники предприятия производят горячительные напитки практически в музее. Многое здесь: от табличек на стенах до бочек, в которых хранится спирт, – несет отпечаток старины. Ощущение забавное!

А собственно осмотр завода начался с того, что нам… не показали спиртохранилище. Мы спрашиваем, естественно, мол, а где тут у вас спиртохранилище? Просто так спрашиваем, интересно. Там, в старинных клепаных резервуарах на лиственничных лагах, ходят слухи, одновременно может храниться до ста тонн спирта. «Давайте, – предлагаем, – посмотрим спиртохранилище! Как оно вообще там? И как там вообще эти сто тонн? Может, уменьшить надо? Может, 99 тонн лучше будут храниться?» Но на все наши вопросы, в том числе «почему раньше экскурсии пускали, а теперь нет?», ответа так и не последовало. Впрочем, мы и сами догадались, что экскурсии в спиртохранилище попросту начали теряться… Избежав, таким образом, нелегкой участи своих предшественников, команда журналистов двинулась дальше.

Зато мы узнали от экскурсовода об уникальной четырехступенчатой технологии очистки воды, которую используют для «кедровской» водки. Оказывается, сначала вода проходит через фильтр с белым австралийским (!) песком – так ее очищают от различных примесей. Затем она фильтруется через уголь скорлупы кокосового ореха (!!), который обладает свойством избавлять воду от посторонних запахов. А для того, чтобы сделать воду достаточно мягкой, ее пропускают через натрий-катионитную (ё-моё!!!) установку. И завершающая стадия очистки – так называемая установка обратного осмоса, которая отдает на выходе только молекулы воды. Никакой дистилляции, в отличие от буржуйских заводов, «Байкальский кедр» не практикует, предпочитая использовать исключительно «живую» байкальскую воду. Утверждают, что «живая» вода – это супер для водки и бальзамов, которые производят на заводе. А может, и не только для водки и бальзамов…

Наконец, нас, разгоряченных разговорами, одели в халаты наподобие медицинских и проводили в святая святых, то бишь в заводскую лабораторию. Позже я не раз благодарил всевышнего и за свою врожденную скромность, и за осторожность. Я держал руки в карманах и не пытался их вынимать. Потому что в пробирках, которые используют в приборах для проверки качества спирта, как впоследствии выяснилось, содержалась не только манящая жидкость. В лаборатории вообще все, что имеется жидкого, это в принципе реактивы. Иначе, как я понимаю, сопьешься! Тем более, что спирт кедровцы используют исключительно класса Люкс – высшего уровня очистки. Причем, инженеры-химики выбирают лучший из нескольких предложенных. Один мой коллега уже было начал примеряться к стеклянному кранику небольшого сосуда с неизвестным обозначением на этикетке, когда ответ лаборанта на чей-то вопрос «А что у вас в этой баночке?» поверг его в легкий шок: «Уксусная кислота»!

Тем временем Евгения показывала нам результаты одной из экспертиз. Невероятно, но факт: содержание метанола, альдегидов и сивушных масел в иркутской водке в разы ниже допустимого ГОСТом. Объясняется это элементарно: на заводе действует свой, байкальский, стандарт качества. Ну, стандарты стандартами, думал я по старой журналистской привычке, а водку все равно как-то да разбавляют. Думал, пока не увидел все своими глазами.

Дальнейший наш путь лежал на «дно», как хотелось назвать первый этаж. Дело в том, что сам завод в той части, где расположены цеха, напоминает не то подводную лодку, не то машинное отделение корабля. Узкие металлические лестницы, бесконечные сплетения труб и котлов и характерный шум – в общем, все, как на настоящем судне. Спустившись на нулевой уровень, мы попали в цех, где происходит смешение очищенной воды со спиртом. Мы-то по простоте душевной думали, что на этом процесс производства и заканчивается. Как говорится, бери да пей. И уверенности добавляло ведро, стоявшее тут же, под рукой – на нем было выведено: «водка». Но, как оказалось, мы были так же далеки от истины, как настоящая водка от «сортировки», именно так заводчане именуют ту самую смесь спирта с водой. В итоге нам пришлось двинуться дальше, вслед за «сортировкой», которая по трубам подавалась наверх.

Одно время по Иркутску ходили слухи, что якобы существует труба, через которую готовый продукт «утекает» с предприятия. Некоторые горячие головы даже кичились личным своим знакомством с владельцами водочного крана. Скажу честно, как ни пытались мы отыскать среди сотен труб одну, заветную, все безрезультатно. Видимо, она всего лишь плод чьего-то похмельного сознания… Но вернемся к нашей экскурсии.

«Сортировка» подается по трубам наверх, где ее опять же очищают, сначала фильтрами с крупным, средним и мелким песком, затем фильтрами с березовым углем. Очищение березовым углем считается общим местом в технологии водочного производства. Однако и здесь иркутянам есть чем похвастать. Содержимое угольной колонки у других заводов по стране принято менять приблизительно через 100 тысяч декалитров. Отработанный уголь при этом они зачастую регенерирует и засыпают обратно в колонку. А вот на «Байкальском кедре», согласно байкальскому стандарту качества, уголь меняют каждые 60-70 тысяч декалитров, и после этого - выкидывают.

«Странно! – подумал я. – Неужели некоторые алкогольные компании умудряются экономить на угле? Тогда какого же качества у них водка?!» К счастью, мое воображение не успело разыграться по этому поводу, поскольку ему пришлось переключиться на все тонкости следующего процесса. После угольных колонок и еще одного фильтра с кварцевым песком «сортировка» попадает в фильтр sartorius. В нем происходит обеззараживание: специальные серебряные нити обогащают раствор ионами серебра. И вот уже «почти что водка» поступает в сборники готовой продукции, расположенные в специально отведенной комнате.

Невозможно передать то чувство, которое испытываешь, попадая сюда. Пожалуй, нечто подобное люди ощущают, наблюдая за спящим младенцем. Пройдя все стадии очистки, водка здесь «отдыхает». Длительность отдыха зависит от рецептуры и доходит до 7 дней. А технические сотрудники, словно хлопотливые няньки, сдабривают ее в зависимости от рецептуры то настоями кедровых орехов, березовых почек или можжевеловых ягод, то добавляют сахар или мед. Глядя на своих коллег, я все отчетливей понимал, если нас немедленно не отведут в дегустационную комнату, кто-нибудь не выдержит и кинется к одному из ведер с бесцветной жидкостью, источающей характерный жгущий аромат. Возможно, даже я сам!

«И зачем только здесь эти ведра? Что им наливать больше не во что?» Несмелым шагом, постоянно озираясь, я вышел из цеха в растрепанных чувствах. После пережитого было бы странно, если б наше путешествие закончилось тихо-смирно…

На входе в цех розлива готовой продукции нас попросили сдать фотоаппараты. Так что никаких документальных подтверждений нашего пребывания там нет. Конечно, никто не станет отрицать, что видел, как работает итальянская линия по розливу мощностью 6000 бутылок в час, но о том, что кто-то из журналистов влил в себя полбутылки водки «Высота», а остаток попытался спрятать под халат, с полной уверенностью утверждать бы не стал. Да, и стоит ли беспокоиться о подобной мелочи, если на том же конвейере водку отбраковывают ящиками. Сам видел, как одна женщина-контролёр сливала содержимое чуть потертой бутылки. Такая в продажу не пойдет и значит должна быть уничтожена. А ее коллега выбирала из потока готовой продукции бутылки со слегка поцарапанными (мы кое-как рассмотрели даже – где!) этикетками – тоже не пойдет.

Признаться, конвейер с водкой штука занятная. Если не сказать завораживающая. Бутылки перемещаются из зала в зал, выходят откуда-то и исчезают где-то, и с ними все время что-то происходит. Сначала ополаскивают изнутри – специальным микрофонтанчиком из, как нам пояснили, водки! Затем бутылки заполняют целебным (в некоторых случаях, конечно!) снадобьем. Надевают и зажимают колпачок. Клеят этикетку. И так далее. Все быстро и стройными рядами. И пахнет водкой…

Бдительные журналисты заметили, что на том участке конвейера, где происходит ополаскивание, на поверхности образовалась небольшая бесцветная лужица. Сняв пальцем пробу, один из энтузиастов утвердительно кивнул: «Она!». И незамедлительно обсудил ситуацию с коллегами: «Можно намочить носовой платочек и выжать в рот. Дешево и сердито». Женщины на конвейере наконец-то заулыбались. Им, часами простаивающим за конвейером, приходится выполнять такую работу, на которую большинство мужиков не способны – в силу психологических особенностей.

Покидая шумный цех, я поинтересовался у охранника, а нельзя ли ночью произвести, так сказать, эксклюзивную партию горячительного, исключительно для себя. Выяснилось, что после смены цех пломбирует налоговый инспектор, который утром сам же снимает пломбу, а каждая выпущенная бутылка фиксируется в компьютере. Да… Сердитое производство!

Логично было бы предположить, что после экскурсии нас попросят продегустировать кое-что из продукции завода. Не скрою, так оно и было. На входе дегустационный зал красовались медали и награды, которых у иркутян более ста. Последние получены совсем недавно на выставке «Сибпродовольствие». Но общий интерес вызвала коллекция необычных бутылок. Здесь можно было отыскать и старинную «четверть», и фигурные склянки иностранного производства и даже емкости в медной оправе. Понравилась и сама дегустация… Правда, это тема отдельного разговора. Скажу только, что после такой дегустации становишься добрее. И хочется душевных историй. И… такая нашлась на заводе.

Когда экскурсия фактически уже закончилась, и все направились переодеваться, кто-то вдруг обратил внимание на старинный портрет на стене в дегустационном зале. Хотя других портретов там не наличествовало, и обратить внимание на это портрет можно было бы и раньше! Как оказалось, мы чуть не прошли мимо прелюбопытнейшей заводской легенды. Человека изображенного на картине, звали Гавриил Астапов. И он был одним из первых работников завода. Любил экспериментировать с рецептами водок. Как, наверное, каждый из нас любил экспериментировать с рецептами алкогольных напитков собственного производства. Понятно, что получается экспериментировать далеко не у всех, а вот у Гавриила однажды получилась, и получилась совершенно бесподобная водонька, как ее тогда называли. Она хорошо пилась, вкус имела особый, и голова после нее не болела. Тогда Остапов предложил руководству завода поставить производство своей водки на поток. Но заводское начальство посчитало производство нерентабельным, так как ведро водки Остапова стоило почти как лошадь. Отчаявшись, новатор решил оставить свой рецепт потомкам и замуровал манускрипт в стены завода, где его благополучно нашли в ходе реконструкции в 2006 году. Теперь практически по этому рецепту делается водка «Золотой кедр». И – слава экспериментаторам!

А что еще скажешь в таком случае? Не рассказывать же о том, что на выходе из «Байкальского кедра» нас встречали те же самые женщины, что и на входе, но уже какие-то милые, улыбающиеся!? Некоторые из них даже пытались нам подпевать. По-моему…

Артем Световостоков


ОБЪЯВЛЕНИЕ

Доставляем журнал "Иркутские кулуары" нашим читателям. Стоимость доставки 100 рублей. Телефон службы доставки: 8-964-1257227.


Весь номер журнала в формате PDF: http://rubabr.com/kuluar/1.pdf

Артур Скальский

© Babr24.com

ОбществоБайкал

8620

26.05.2008, 13:37

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=45815

bytes: 13004 / 12911

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Байкал)

Байкал без граффити: как добровольцы возвращают скалам первозданный вид

Байкал – это поистине уникальное место на нашей планете, известное своей потрясающей природой, прозрачной водой и величественными скалами. Однако в последние годы эта красота стала страдать от вандализма – различные надписи и рисунки на скалах портят первозданный вид побережья.

Анна Моль

ОбществоЭкологияИркутск Байкал

17836

26.08.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3644

14.08.2024

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

44672

11.06.2023

Конец конспирологии?

Любопытным последствием произошедших в последнее время событий стал сильный кризис конспирологии. В былые времена, да хотя бы еще лет десять назад, без конспирологии и без упоминания тайного мирового правительства не обходилось обсуждение ни одного серьезного вопроса.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаМир

38315

07.01.2023

Затяжная великобританская деградация

В последнее время активизировались разговоры об особой тонкости и коварстве британской политики или британских спецслужб. Появилось даже целое сообщество людей, которые продвигают этот тезис всеми доступными средствами.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоИсторияПолитикаМир

46731

27.12.2022

Я выбираю жить: судьба маленьких деревень большой России

Россия – крупнейшее (территориально) государство на современной карте мира, сотканное из нескольких тысяч различных населенных пунктов. От обрывистого утеса в селе Алыгджер Нижнеудинского района до неоновых огней Москва-Сити – это все Россия.

Лилия Войнич

ОбществоЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Россия

33036

30.11.2022

Когда с томского военного госпиталя «снимут погоны»?

11 июля 1920 года Джордж Керзон, министр иностранных дел Великобритании обратился к советскому наркому иностранных дел Георгию Чичерину с предложением заключить с Польшей перемирие и обеим сторонам отвести войска по разным сторонам демаркационной линии.

Анна Леро

ОбществоЗдоровьеСкандалыМир Томск

7396

11.07.2022

Семья, уничтоженная коронабесием

Немецкая газета Berliner Zeitung рассказала на днях о жестоком преступлении, которое произошло в берлинском пригороде Зенциг. Небольшой поселок к 20 км к юго-востоку от Берлина, между лесом и озером, небольшие семейные дома. В общем, прекрасное место.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоПроисшествияМир

23390

12.12.2021

Жителям Бурятии негде жить: власти республики не торопятся ликвидировать паводки

Зима приближается, а пострадавшим от паводков в Бурятии негде и не на что жить. Бабр рассказывает, как деньги, выделенные для компенсаций, утекают сквозь пальцы глав районов. Сотни жилых домов были затоплены в Бурятии в летне-осенний период 2021 года.

Есения Линней

ОбществоПолитикаСобытияРоссия Бурятия Байкал

28135

23.09.2021

День Байкала состоится в Иркутске с ограничениями

В 1999 году в перечень государственных праздников России был включен День Байкала. Произошло это после того, как в 1996 году озеро включили в список объектов мирового наследия природы ЮНЕСКО. Байкал получил международное признание исключительности.

Миша Ковальски

ОбществоИркутск Байкал

8037

04.09.2021

Уровень Байкала: ситуация остается напряженной

По прогнозам специалистов Иркутского УГМС, уровень воды в Байкале будет повышаться до середины сентября. Из-за многоводья сброс воды через Иркутский гидроузел может быть увеличен выше среднемноголетних значений. Об этом рассказали на пресс-конференции 23 июля.

Александр Макаров

ОбществоИркутск Бурятия Байкал

11127

23.07.2021

Женское счастье: был бы мил... миллион в кармане и свобода

« - Поздравляем, у вас дочка! - Отлично, теперь мы можем с детства говорить ей о том, что она без мужчины – никто, и должна нам!» В современном обществе существует некая пропаганда замужества.

Соня Совушкина

ОбществоМолодежьКультураМир

33485

14.03.2021

Лица Сибири

Колесова Татьяна

Махов Антон

Цыренов Баир Цыденович

Давыдов Алексей

Правенький Вячеслав

Жалсараев Анатолий

Воронова Татьяна

Лудупова Евгения

Шимко Дмитрий

Шукевич Валерий