Отдавая в недобрые руки: незавидная судьба иркутских МУПов
Большой ажиотаж в умах общественности вызвало принятое на очередном заседании думы города Иркутска решение о запуске процедуры по приватизации сразу ряда муниципальных унитарных предприятий.
Тренд, запущенный Москвой несколько лет назад и уже активно прошедшийся по региону, наконец докатился до областной столицы. Неудивительно, что именно сейчас: в преддверии надвигающихся выборов думы города. И, соответственно, долгожданной смены градоначальника.
Тема необходимости вывода муниципальных унитарных предприятий на абсолютную самоокупаемость – давняя песня, что поется в России десятилетиями. Но песня эта – былинная.
О какой окупаемости абстрактного муниципального «Автодора», в ведении которого находятся местные автобусы, снегоуборочные машины и иже с ними, может идти речь? В абстрактном же Саянске, Куйтуне или Бодайбо – в общем, среднестатистическом городе Иркутской области – это мечта, легенда и невозможная роскошь.
Потерять МУП для такого города равняется потерять единственную организацию, соглашающуюся при убыточности и крохотной зарплате работать в реально гуманных целях.
Еще хуже ситуация обстоит в разрезе не городов, а целых районов, где межпоселенческие автобусы зачастую – жизнеобеспечивающий фактор. Зайдет ли когда-нибудь «частник» на маршрут «меж двух осин» – между двумя дальними и малонаселенными деревнями? Нет. А если и «зайдет», то с катастрофическим ростом цены для перевозок. А это автоматически – сокрушительный удар по имиджу и рейтингу политика, территорию возглавляющего.
И мысли эти – не открытие для большинства.
Подавляющее большинство политиков и чиновников знают и понимают, поэтому тема «прикрытия» МУПов при всей своей масштабности никогда не доходит до конца. Ее боятся, ее частично реализуют, но постоянно откладывают решающее окончательное слово. Отложат, скорее всего, и в этот раз, когда формально закреплено, что в 2025 в России не должно остаться этих «якорей» муниципальной политики.
Почему же именно сейчас иркутская дума утвердила приватизацию? Существует два равновозможных сценария.
Во-первых, это лакомый кусочек пригреть руки тем, кто не собирается возвращаться во власть. Провести решение о выводе из муниципальной собственности, а затем растащить по карманам все, что плохо лежит (и плоховато работает, но, повторимся, частные компании не будут работать и вовсе).
Это одновременно лакомая возможность избавиться от всех неугодных нынешней компании мэра Болотова, который не планирует идти на второй срок градоначальника, и при этом, прикрывшись неугодными, забрать и себе кусочек.
Депутаты и бизнес-интересанты получают свою коммерческую выгоду, «плохие» становятся акторами уголовных дел, команда мэра – в белом. А мэр в сентябре, кстати, уже новый.
Второй сценарий, также вероятный, – это раскачивание темы протеста и возвращение всего на круги своя. Сохранение многострадального «Автодора» в МУПах и активная медийная кампания: «Это сделали мы». Любовь общественности, восхищение мэрией, которая на самом деле ничего не сделала. Кроме разве что шума из ничего.
И этот вариант весьма и весьма вероятен, по одной маленькой, но весомой причине. Имя этой причины – Андрей Южаков, главный претендент на кресло мэра Иркутска в сентябре и талантливый пиарщик, знающий и умеющий создавать шум из ниоткуда.
Но в каждом из возможных вариантов судьба МУПов стала разменной монетой для лиц, на данный момент возглавляющих город Иркутск. Точку должны и могут поставить прокуратура или неофициально региональная власть.
Бабр продолжить следить за развитием событий.
Фото: irkduma.ru, derelik.club
img src="/n2p/i/2024/3/_29190523_b.jpg" width=1>