Проданная память о ветеранах в Усть-Куте
В последние годы теме патриотизма уделялось столько много внимания, что казалось бы приоритетный подход к памяти о наших земляках подразумевался как само собой разумеющееся. Правда иногда проскакивали сведения, что не все ветераны войны обеспечены жильем к 70-летию Победы, не всех вдов участников пригласили на праздничные мероприятия и не всех тружеников тыла поздравили вовремя. Это конечно мелочи и решались они в заявительном порядке и без проблем, но попадались и тревожные сигналы, на которые мы не могли не реагировать. С одного такого сообщения несколько лет назад начались наши конфликтные отношения с военкоматом и его бывшими руководителями.
К нам обратилась женщина, мама погибшего в Чечне солдата и к тому же дочь участника войны с проблемой, решения которой она не знала. Женщина установила на могилу сына памятник и ей оплатили расходы из государственного бюджета. Все бы хорошо, но тут она узнала, что и установка памятника на могиле отца уже якобы была ей оплачена и даже есть копия распоряжения с визой военкома. Попытавшись более подробно узнать кто же получил деньги за памятник отцу и где собственно сам памятник в военкомате, дочь ветерана и мать погибшего солдата так и не смогла. Сначала ей заявили, что это у нее надо спросить, куда она дела памятник предоставленный за государственный счет. После этого женщина пришла к нам и мы начали отправлять запросы в военкомат, полицию, прокуратуру, пытаясь выяснить как такое могло получиться.
Ожимдаемо, но нам приходили одни отписки. Военкомат после месяца раздумий ответил, что не располагает данными о выделении денег до 2005 года, полиция и прокуратура якобы уже рассматривали обращение заявительницы и не нашли криминала в бюрократических перипетиях. Правда в беседе с нашим директором зам прокурора Усть-Кута назвала другую причину бездействия, и это невозможность никого привлечь к ответственности из-за сроков давности и не готовности военкомата сотрудничать в этом вопросе. Сор из избы они не хотели выносить и поэтому даже не пытались что-то раскопать.
Немного погодя в муниципальной ритуальной службе случился конфликт между руководством и рабочими, после которого часть из них была уволена. Обидевшись на начальство, работяги пришли к нам и рассказали историю о том, как несколько лет назад один и тот же памятник, якобы привозили на кладбище, фотографировали и увозили обратно, стирая с него фото и данные ветерана войны, а потом набивали новые. И так происходило по нескольку раз. Мы естественно отвели их в прокуратуру, но вскоре были очень удивлены, что прокуратура не только не заинтересовалась их показаниями, но даже не стала поддерживать их гражданский иск в суде о том, что люди почти 10 лет работали в ритуальном предприятии как на основном месте работы, а уволили их как временных рабочих без выходного пособия.
После этого мы вхлам разругались с прокуратурой, высказав все, что думаем о качестве их работы и о них самих как государственных служащих. После этого нам оставалось только ждать нового обращения, но мы знали, что оно будет, так как при предполагаемых системных хищениях, все равно будет еще как минимум не один похожий эпизод. Прошло больше года и к нам снова обратились люди с точно такой-же проблемой.
Две бабушки, дочка и племянница ветерана войны наконец то накопившие деньги на установку памятника, неожиданно для себя узнали, что все расходы по благоустройству захоронения должно нести государство. Обрадовавшись этому событию, женщины собрали необходимые документы и пришли в военкомат. Тут их радость закончилась, так как им сначала сказали что в 2006 году памятник их отцу и дяде уже был установлен и оплачен из бюджета страны, но когда бабушки возмутились и спросили где и кто его установил, если на могиле стоял до сих пор простой памятник со звездочкой, поставленный сразу после смерти. Да фотографию на новый памятник где могли взять, если к ним никто никогда не обращался?
Выслушав заявительниц, чиновницы военкомата решили сменить тактику в взять женщин измором. Сначала их отправили в муниципальную службу, чтобы они взяли там справку о том, что местная ритуалка не ставила памятника их родственнику. Законопослушные бабушки выбрав день, поехали на другой конец города с двумя пересадками в МУП «Ритуальная Служба», но там им сказали придти через неделю, так как человек выдающий справки сейчас отсутствует.
После этого женщины пришли к нам, принесли все бумаги, чеки и попросили помощи. Естественно, на встречу в МУП с ними поехала наш корреспондент, присутствие которой очень не понравилось работникам ритуальной службы. Правда и справку они не дали, сославшись, что вообще такие не дают. Тогда на следующий день в военкомат вместе с заявительницами пошла наш юрист, которую пытались отстранить от беседы с бабушками работники военкомата, правда безуспешно. Юристом АНО «ЦГС» было предложено сотруднику военкомата, либо принять документы под роспись на возмещение расходов на обустройство места захоронения участника войны и письменно отказать в возмещении, или так же письменно затребовать дополнительные документы, юридически обосновав запрос. В противном случае угрожали прямо сейчас ехать в Следственный Комитет. Чиновница не стала рисковать, а попросила завтра вместе с документами, принести другую фотографию памятника, заявив, что больше вопросов не будет.
Только на завтрашний день, мы поняли как ошиблись, поверив словам клерка. Фотографию у бабушек не приняли, заявив что плохо видно буквы и потребовали другое фото. Естественно, привыкшие верить властям женщины, заказали другое фото, но и его не приняли, потребовав на этот раз принести лицензию организации, которая изготовила памятник.
В понедельник-вторник мы повезем бабушек в прокуратуру и они больше не будут бегать по всему городу, выполняя задания из квеста работников военкомата. Надеемся хоть в этот раз может правоохранители найдут возможность разобраться с корпорацией нечистых на руку деляг, превративших память о самой большой трагедии прошлого века, в средство наживы. Ведь в прошлом ответе они нам сообщили, что данных нет до 2005 года, а здесь якобы в 2006 профинансировали изготовление и установку памятника. Правда неизвестно пока кому.
Может пора стране знать своих «героев» в лицо и поименно?
PS.
История очень неприятная и грязная, сколько она продлиться еще неизвестно, но сам по себе факт пренебрежительного отношения к женщинам, чей родственник защищал нашу страну и имеет право на достойную память, поднимает много вопросов. Вполне вероятно, что не обратись люди в редакцию, у них не хватило бы сил и терпения на выполнение всех бюрократических процедур и деньги они бы точно не получили. Вопрос к Министерству Обороны и лично к министру Сергею Шойгу : «Кто дал Вам право, издеваться в Усть-Куте над родственниками погибших и умерших солдат? «
Этот вопрос мы направим министру лично.