Политика без лжи и лицемерия
«Это невозможно! — скажет большинство, прочитав название колонки. — Политики всегда врут и везде!». Но пока большинство так считает, политики и будут врать. Почему бы не врать, если ложь прощают?
Действительно, политика испокон веков связана с ложью, и порой кажется, что они — сиамские близнецы, которых невозможно оторвать друг от друга. Любой приведет пример того, как врали политики в далеком прошлом, как врут на Западе и на Востоке, Юге и Севере.
Тем не менее, есть же страны, в которых политики почти не врут. Мало того, мы можем вспомнить, что известные истории лжи политиков в некоторых странах Запада были связаны со скандалом и их последующей отставкой. Ложь политика в стране с нормальной политикой — не правило, а исключение, причем наказуемое исключение.
Геббельс прослыл мастером лжи, но может ли кто-нибудь привести пример лжи со стороны Черчилля? Особенно — своему народу или своему парламенту?
Наша российская политика сегодня в корне отличается от нормальной. Ложь — её основа. Почему же так получилось в России? Чтобы разобраться, давайте немного задумаемся о природе лжи — почему она появилась, в каких случаях применяется.
Станете ли вы лгать своему другу, с которым делаете общее дело? Вряд ли, ведь это нанесет ущерб дружбе и повредит общему делу.
Станете ли вы лгать своему врагу, с целью спутать его планы и направить на ложный путь? Вполне вероятно, ведь то, что плохо врагу, хорошо вам.
И есть только один случай, когда ложь применяется по отношению «к своим». Это, например, ложь детям — когда мы еще не можем объяснить им сложные вещи и придумываем взамен простую ложь. (Хотя даже в этом случае многие считают ложь неприемлемой).
Власть врёт народу в двух случаях. Либо она не считает народ своим другом и специально пытается ввести в заблуждение, либо она, считая его глупым и неразумным, пытается привести к «правильному выбору» с помощью лжи и манипуляций.
Надо признать, что последние сто лет власть упорно врала народу. Советская власть считала беспартийное большинство «незрелым», а потому считала ложь нормальной практикой и приучила народ к этой «норме». Кончилось для советской власти это плохо — в конце концов, народ перестал верить даже той правде, которую она ему говорила.
Но по поводу мотивов современной российской власти не может быть никаких сомнений. Народ ей — не друг. Она состоит из множества коррумпированных кланов, каждый из которых находится в состоянии постоянной борьбы — за влияние, деньги и другие ресурсы. Эта борьба основана на интригах, обмане, подкупе, лжи, а порой и насилии. Те же самые методы власть применяет по отношению к народу по мере возможностей.
Народа власть основательно боится, понимая свою слабость и его потенциальную, но пока спящую силу, поэтому рассчитывает не столько на свои силы, сколько на ложь. Чтоб народ спал и дальше, ложь используется на полную катушку. Как только появляется опасность общественного консенсуса, в общество «вбрасываются» ложные цели, власть начинает «педалировать» темы, вносящие в общество раскол.
Заметьте, как только происходят события, обсуждение которых грозит власти потерей позиций, на центральных телеканалах начинают обсуждать вопрос — выносить Ленина из мавзолея или нет, нужна десталинизация или нет, плох был Иван Грозный или хорош, грозит нам русский фашизм или нет.
Никто не спешит обсуждать — почему деградировала наша промышленность, что осталось от нашей армии и флота, могут ли взорваться по примеру Саяно-Шушенской ГЭС отработавшие свой ресурс атомные станции, не будет ли у нас голода в случае ещё одной засухи и другие действительно важные вопросы.
У нас в стране работает гигантская индустрия лжи, в которую включены СМИ, политические партии, общественные организации, социологические службы и армия наемников-политтехнологов. Выборы в нищающей России стоят дороже, чем в самых богатых странах Запада. Там, где люди делают осознанный выбор, это стоит недорого. Убедить людей проголосовать во вред себе — вот это действительно требует больших вложений.
Поэтому политика без лжи и лицемерия — это не фантазия и не утопия, это насущная необходимость, обязательное условие для народовластия. Покуда политики врут — народовластия не может быть.
Сегодня мы видим, как те или иные оппозиционные политики, попав во власть, начинают вести себя, «как все». Ещё вчера такие открытые и общительные, сегодня они заняты важными делами, им некогда объяснить, что они делают и зачем. Через некоторое время мы замечаем, что они начинают врать, а ещё через некоторое — оказываются в партии «Единая Россия» (сейчас это будет реже происходить «де юре», но «де факто» — так же). Ничего в этом нет удивительного. Избрав одного, двух, трёх оппозиционеров, мы не меняем ни систему власти, ни среду обитания чиновников. Отдельные люди, попав в чужеродную среду, начинают волей-неволей под неё «подстраиваться».
«Честную политику» надо выращивать снизу. Не мэра-оппозиционера выбирать для этого, а искать среди «своих» того, кто может выражать ваши общие интересы, кто готов «следить в оба» за мэром, независимо от того, единоросс он или оппозиционер.
Не можете найти — становитесь таким человеком сами. Семи пядей во лбу для этого не требуется.
Зарождающемуся гражданскому обществу необходимо создать «честную политику» внутри себя. Если мы не сможем доверять своим активистам, чего нам ждать от власти? Ложь гражданского активиста «своим», тем, кто ему доверяет, — это «проступок крайней степени». Это — «крысятничество». Когда мы примем такой стандарт поведения, перестанем прощать мелкую ложь, потому что" все врут«, вот тогда в России и появится честная политика.
После того, как гражданские активисты перестанут врать друг другу и своим сторонникам и плести интриги, коррумпированная власть и года не простоит. Тогда мы оглянемся назад, в наше ужасное сегодня, полное лжи, недоверия и подлости, и поразимся: «Как мы могли так жить?».