Нефритовый передел: главу Окинского района назначат без участия жителей
Конкурс на главу Окинского округа Бурятии назначен на 18 августа. Однако исход процедуры уже предопределен.
Врио главы Оки Анатолий Ринчинов является кандидатом от Площади Советов. Вся интрига свелась к формальному наличию второго кандидата, которым стал Альберт Хандаков. В прошлом Хандаков руководил управлением сельского хозяйства в районной администрации. Его основной задачей была борьба с волками, нападающими на скот. Теперь бывший чиновник от сельского хозяйства создаёт видимость конкуренции для будущего главы округа, уже согласованного в Улан-Удэ. Уроженец села Орлик Ринчинов более 23 лет работает в структурах местного самоуправления. Его карьера аппаратчика приближается к своей вершине.
Повторяю, Анатолий: на «камень-ножницы-бумага» главу округа не выбираем. У нас для этого есть специальная конкурсная комиссия
Напомним, в Бурятии проходит перестройка власти на местах. Муйский и Окинский районы превратили в муниципальные округа, а их глав теперь назначает конкурсная комиссия. В неё входят депутаты и чиновники из правительства республики. Таким образом, руководство округа становится подотчётным Площади Советов, а не местным жителям. Этот механизм запустили сразу после ухода предыдущего главы Матвея Мадасова, который победил на прямых выборах в 2021 году с результатом почти 80% голосов. В апреле 2025 года он досрочно покинул пост по собственному желанию для перехода на другую работу.
Окинский район — это центр добычи нефрита, большая часть которой находится в теневой зоне. Масштаб нелегального промысла огромен. Регулярно полиция задерживает преступников за незаконную добычу. В сентябре 2023 года семеро полицейских вступили в столкновение с группой из 30 «чёрных копателей», которые забросали силовиков камнями. Полицейским пришлось стрелять в воздух. Конфликты за контроль над месторождениями происходят постоянно.
Уголовные дела прекрасно показывают, сколько денег крутиться вокруг нефрита. Например, в 2018 году руководитель коммерческого предприятия попал под следствие за незаконную добычу 112 тонн нефрита на сумму 103 миллиона рублей. Из свежего: в июне 2025 года жителя Окинского района передали суду за хранение дома 850 килограммов нефрита стоимостью 4,7 миллиона рублей.
Отмена прямых выборов и назначение лояльного главы, очевидно, напрямую связаны с контролем над этими теневыми потоками. Руководитель, избранный жителями, потенциально мог представлять их интересы в распределении доходов от главного ресурса территории. Сейчас же будущее Окинского района-округа и его нефритовых гор полностью решают в кабинетах республиканской столицы.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: правительство Бурятии