Кадровый перехват: зачем Евгении Лудуповой ручной контроль над министрами Бурятии
Зампред правительства Бурятии Евгения Лудупова может потребовать от министров соцзащиты, образования, спорта и культуры согласовывать с ней все кадровые решения по руководителям подведомственных учреждений. Проект служебного поручения в августе утёк в сеть. Документ вводит постоянный порядок согласования, что означает ручной контроль над назначениями в крупнейших бюджетных отраслях. Доктор медицинских наук Лудупова последовательно занимала посты главврача районной больницы, руководителя республиканской больницы имени Семашко, министра здравоохранения. В 2022 году она получила должность зампреда по социальным вопросам.
Готовится к забегу по головам
Документ не содержит никаких критериев для согласования. Неизвестно, на основании чего Евгения Лудупова будет оценивать кандидатов на пост директора театра, школы или спортцентра. Комментаторы в сети называют такой подход усилением клановости в Бурятии, когда назначения определяются личной преданностью.
Утечка служебного документа, очевидно, стала ответным ходом оппонентов Лудуповой внутри правительства. Её явно организовал кто-то из прямых получателей или их ближайшего окружения. Документ не является публичным, его адресатами числятся четыре министра: Татьяна Быкова, Валерий Поздняков, Иван Козырев и Соёлма Дагаева. Один из госслужащих посчитал поручение выходом за рамки полномочий и решил вынести внутренний конфликт на всеобщее обозрение. Борьба за контроль над кадровыми назначениями на Площади Советов становится всё более явной.
Кто стоит за сливом?
Почему зампред решила пойти на усиление контроля над министрами? Скорее всего, оно связано со строительством нового здания Национального музея республики.
Напомним, в конце октября 2023 года министерство культуры Бурятии, возглавляемое Соёлмой Дагаевой, подписало концессионное соглашение с компанией «Инфратех Концессии» на строительство и эксплуатацию музея. Церемония закладки первого камня состоялась 7 февраля 2024 года с участием всех высших лиц республики. Строительство объекта финансируется из нескольких источников: капитальный грант из федерального бюджета в размере около 1,7 миллиарда рублей, заёмные средства и деньги самого концессионера (общая сумма 3,7 миллиарда). Национальный музей как учреждение, находящееся в ведении министра культуры, стало распорядителем колоссальных ресурсов и центром большого политического внимания.
Зампред, курирующий социальный блок, через механизм кадровых согласований получает возможность напрямую влиять на все процессы в музее, обходя министра культуры. Соёлма Дагаева склонна к самостоятельным и резким кадровым решениям. Например, в прошлом увольнение директора Оперного театра вызвало публичный скандал и протесты коллектива. Запуск крупнейшего за последние годы культурного проекта в республике под руководством такого министра, видимо, и заставил Лудупову вмешаться.
В целях формирования эффективной системы управления... я раздвоилась
Поэтому сторонами внутреннего конфликта в правительстве могут являться Соёлма Дагаева и Евгения Лудупова. Очевидно, глава минкультуры засиделась конкретно на своей должности и не прочь занять пост зампреда.
Зампред правительства имеет право давать поручения курируемым министрам для координации их работы. Однако руководителей подведомственных учреждений назначает министр профильного министерства. Высший уровень согласования проходит через администрацию главы республики, где для этого есть специальные кадровые и антикоррупционные подразделения. Поручение Лудуповой может создать новый фильтр, которые не опирается ни на один нормативный акт и зависит от воли одного человека.
Министр, как работодатель, несёт всю полноту юридической ответственности за деятельность руководителя учреждения. Так что слитый документ может и не нарушает закон напрямую, но явно не соответствует управленческой этике.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: телеграм-канал Евгении Лудуповой