Артур Скальский

© Русский журнал

ПолитикаМир

5274

20.09.2009, 15:11

Плохая сказка дрянных учителей

Разумеется, демократия, если понимать под ней демократическую практику участия людей в политике и воздействия на власти предержащие, обусловлена культурными и религиозными традициями.

Целедостижение как внутренняя основа демократии

Однако эта обусловленность не означает полной детерминации, предопределения. Культура и религия в той или иной степени обусловливает все: от поведения в быту и привычек питания до стилистики телевизионных программ и образцов рекламы. Тем не менее полностью или даже в основном они большую часть обусловленных ими явлений не в силах предопределить. Они влияют на демократические и прочие политические навыки людей, но не в состоянии их ни блокировать, ни чудесным образом создать. Демократия, как и политика в целом, имеет свою собственную логику возникновения и становления. А влияет на нее все – и климат, и хозяйство, и торговля, и, конечно, религия с культурой. Но только влияет – порой очень значительно. А в основе всегда лежит своя политическая специфика. Она связана, если сказать одним словом, с целедостижением, с необходимостью согласованно осуществлять связывающие людей обязательства, то есть реализовывать интересы различных людей таким образом, чтобы они не впали в состояние войны всех против всех.

Современная политика, а затем и демократия как раз и начинают формироваться, когда собственная логика целедостижения, а значит, и согласованной реализации различных интересов выходит из тени религии, где скрывалась, прямо скажем, в довольно-таки искаженном виде. Эти «искажения», впрочем, были и даже остаются вполне естественными. Действительно, целедостижение обусловлено коллективным опытом, памятью, навыками. Это больше каждого отдельного человека, каждого правителя. Это нужно как-то понять и объяснить. Вот и появляются «заветы предков», а потом такие вещи, как Ветхий и Новый заветы. Политическая и не только политическая, но бытовая, хозяйственная и прочая прагматика предопределяются некой внешней волей и мудростью, которые превосходят волю и мудрость каждого из людей или даже совокупную волю и мудрость тех, кто ухитряется собраться и действовать согласованно.

Если упростить и без того грубую схему, то важнейшим симптомом эмансипации политики, экономики и прочих сфер жизни, началом модерна или, точнее, модернизации становится присвоение людьми высшего авторитета. Он переносится со всемогущего, вездесущего и всеведущего Господа на народ. В результате ценности сакральные превращаются в ценности демократические. Не все сразу и не для всех. В сердцах и головах людей все перемешано. Но ценности помогают оправдать, понять и принять те или иные модели политического поведения. Но функциональности в этих ценностях самих по себе без оправдываемых ими политических действий нет. А действия выстраиваются в связи с политической логикой целедостижения, которая закреплена в институтах.

Трудности усвоения демократических ценностей

Демократия возникает не ради себя самой, не как задуманный проект, а благодаря успехам в решении проблем. Эти успехи потом закрепляются в институтах. Следом появляются демократы. И, наконец, эти демократы начинают создавать свою идеологию и свои ценности.

Проблем с усвоением ценностей и идеологий нет ровно никаких. Нужно только усердно учиться языку, культуре, истории и множеству других вещей. Нужно вжиться в мышление и чувствования других людей. Это большой труд. К этому способны немногие, например, такие этнологи, как Клиффорд Гирц с открытым им «насыщенным описанием» (thick description) других народов. Нужно ли это в политике? Не уверен. Знаю, что половинчатое и фрагментарное усвоение плохо и вредно. Оно сбивает с толку.

Усваивать нужно не столько ценности, сколько опыт других. Такие уроки способны помочь открыть модели поведения, институты и принципы демократии заново. Следует отделять симуляцию, то есть воспроизведение полученного другими результата, от имитации, то есть усвоения алгоритма получения результата. В первом случае вы получите симулякр – пустую и безжизненную копию. Во втором случае – свою версию того, что другие делали иначе в иных условиях. Прямое навязывание ценностей, точнее, идеологических конструкций жизни ведет к созданию симулякров. Чтобы получить имитацию, да еще и более-менее успешно функционирующую, нужно совершить серьезные эмпирические исследования чужого опыта, как правило, осложненные историческими и эволюционными сравнениями.

Россия, безусловно, испытывает трудности в усвоении демократических ценностей. У нас слишком мало людей, которые способны читать на других языках и адекватно понимать прочитанное. Я уж не говорю о вживании в чужую культуру и о насыщенном описании. У нас даже элементарное страноведение в институтах РАН заметно деградировало за последние пару десятилетий.

Вопрос в другом. Нужно ли усваивать идеологические схемы и ценности в массовом порядке? Это нужно только идеологам да культурологам. А всем остальным, включая профессиональных политиков, нужно знать, конечно, но в рамках хорошего общего образования. И католические, и протестантские, и буддистские, и конфуцианские и всякие прочие ценности. Да и свои православные тоже. А то, глядишь, кто-нибудь и скажет, что Борис и Глеб сплоховали перед Святополком – слабые, мол, ребята были.

А брать ценности вообще, да еще и наполовину, а то и на четверть уловленные, и делать их руководством к действию не нужно ни в коем случае. Это вредно.

Вредно, кстати, и массированное распространение американцами и прочими шведами демократических ценностей. Ничего более вредного для формирования демократического поведения и институтов и придумать трудно. Все те безобразия, которые творятся сейчас в третьем мире, да и у нас, на девяносто процентов созданы за счет того, что второсортные идеологи и пропагандисты ликбезовского минимума «либеральных ценностей западной демократии» навязали этот примитив недоучкам в странах-реципиентах, а те в свою очередь, еще больше опошлив их, впарили неподготовленным, а то и вовсе непрофессиональным политикам, которые наваяли таких симулякров, что самая спонтанная дурь валом повалила.

Многообразие альтернативных моделей

Неверно, будто есть народы и культуры, которые неспособны к демократии или к свободе. Вопрос – какой демократии, какой политики, какой свободы? Нельзя требовать того, что и не может еще возникнуть. Западное христианство не в меньшей мере, чем ислам, чуждо демократии. Революция, которую учинили флорентийцы под водительством Савонаролы, удивительно напоминает революцию Хомейни в Иране. Та эмансипация народного действия, которая захлестнула Флоренцию в последнее десятилетие XV столетия, которая дала явно недемократические с нынешней точки зрения результаты, в снятом виде легла в демократическую традицию не только Италии, но и всего Запада. Давайте не будем пренебрежительно отбрасывать то, как пробиваются люди к участию в определении своей судьбы. Только из этого и вырастает демократия. А не из христианских ценностей Савонаролы или исламских ценностей имама Хомейни.

Кстати, великий ученый Чарльз Тилли, написавший книгу о демократии и принуждении, начинает ее с фразы, в которой предлагает взглянуть с точки зрения демократии на Западную Европу середины XVII столетия. Мы нигде не видим ни малейших ее признаков. Европейцам еще предстоят столетия болезненного и трудного открытия нескольких (!) альтернативных моделей демократии. Одна модель демократии для всего Запада и остального мира – это плохая сказка дрянных учителей для нерадивых школьников.

Михаил Ильин – доктор политических наук, профессор, президент Российской ассоциации политических наук, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД

Артур Скальский

© Русский журнал

ПолитикаМир

5274

20.09.2009, 15:11

URL: https://babr24.news/?ADE=81010

bytes: 7669 / 7640

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Рейтинг Бабра: худшие мэры Иркутской области за апрель 2024

Пока большинство населения наслаждается майскими праздниками и выходными, Бабр анализирует итоги работы мэров Иркутской области. Для некоторых из них итоги неутешительны – по итогам апреля они вполне заслуженно могут считаться худшими руководителями территорий.

Алексей Костин

ПолитикаОбществоИркутск

5371

12.05.2024

Новый муниципальный вид в Прибайкалье: мэр-мажор Анатолий Крупенев

Вот все-таки у мэра Нижнеудинского района Анатолия Крупенева легкость в мыслях необыкновенная! 9 мая на вверенной ему территории горело село Худоеланское. Полностью уничтожены огнем два дома и хозяйственные постройки. А 10 мая Анатолий Анатольевич открывал сезон сплавов.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

2644

12.05.2024

Инсайд. Иркутский район – «под нож» муниципальной реформы?

Как сообщают наши инсайдеры, в стенах Правительства ИО активно идут консультации на предмет преобразования Иркутского района в Иркутский муниципальный округ.

Ярослава Грин

ПолитикаИркутск

4199

12.05.2024

Блогнот. История Сибирской Кущевки «на минималках»

Уже несколько дней разбираюсь в интереснейшей ситуации, которая подтверждает правило: чем дальше сибирская территория, тем меньше на ней закона и тем больше там действуют местные правила. Думал, что такого уже нет, а времена, когда местный чиновник – это царь, уже прошли.

Сергей Кузнецов

ПолитикаСкандалыИркутск

8285

10.05.2024

Трое условно, не считая министра: дело о субсидиях минобразования Бурятии завершилось

Уголовное дело вокруг скандалов с субсидиями для частных детсадов в Бурятии, в ходе которого произошла громкая отставка министра образования республики Баира Жалсанова, подошло к концу.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыОбразованиеБурятия

6032

10.05.2024

Красноярский метротрам: первый опыт для страны, или Почему лукавит Котюков

Строительство метро, первый этап которого должен быть завершён к 2026 году, совсем потерялось в информационной повестке. На прямой линии губернатор Михаил Котюков попытался объяснить медленные темпы работ, сославшись на то, что такие объекты, как «метротрамваи», в стране нигде ещё не строились.

Анна Роменская

ПолитикаТранспортЭкономика и бизнесКрасноярск

4753

10.05.2024

Пирогами и блинами и сушеными грибами тушил пожары мэр Серебренников

Катастрофические пожары разгорелись 6 мая в Братске и Братском районе. На их территории действовали десятки возгораний. Четыре пожара были крупными.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоСкандалыИркутск

6084

09.05.2024

«Фармомафия» в Монголии: раскрыта сеть из 757 чиновников Минздрава и медучреждений

В Монголии проходят публичные слушания (на монгольском «сонсгол») специальной комиссии по рассмотрению причин повышения цен на лекарства.

Виктор Кулагин

ПолитикаЗдоровьеРасследованияМонголия

5237

09.05.2024

Под надежным ли крылом? Депутаты Госдумы от Иркутской области

Федеральная политическая элита переживает очередное переформатирование. Инаугурация президента прошла, и совсем скоро пройдет преобразование кабмина и списка зампредов правительства.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

11266

08.05.2024

Незаконно приватизированный Центральный стадион перешел в собственность Улан-Батора

На очередной апрельской сессии горсовета Улан-Батора депутаты обсудили судьбу Центрального стадиона города. Заместитель мэра по вопросам социальной сферы и экологии О.Номинчимэг представила ряд мер, которые необходимо принять в отношении объекта.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия

5215

08.05.2024

Инсайд. «Пономаренковщина»…

Неподробно о «Красноярском политическом болоте…» Результат на выборах президента РФ в крае оказался вполне приемлемым. И это считается почему-то достижением уважаемого 1-го заместителя губернатора края и руководителя его администрации Сергея Александровича Пономаренко (далее для простоты – САП).

Кирилл Богданович

ПолитикаСкандалыКрасноярск

19216

08.05.2024

С широко закрытыми глазами: финал праймериз «Единой России»

Последний день выдвижения кандидатов на праймериз «Единой России». Канва муниципальных выборов очерчена, определены основные игроки на предстоящих летних «гонках».

Сергей Кузнецов

ПолитикаИркутск

28182

07.05.2024

Лица Сибири

Садовская Марина

Костин Александр

Шмидт Александр

Будуев Николай

Лобков Артем

Шабанов Гейрат

Шарапов Юрий

Канухин Евгений

Готовский Иван

Габидулина (Заозерная) Татьяна