«Что за общество такое?»
Владислав Сурков ответил сторонникам демократизации России: система власти, несмотря на кризис, изменений не претерпит, ждать бунтов и раскачивать лодку не стоит, и надо смириться с тем, что есть.
В понедельник первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков дал отповедь на запросы экспертов и наблюдателей о возможной демократизации страны в условиях кризиса. «Я хочу выступить в защиту нашей политической системы», – начал он свое выступление на форуме «Стратегия-2020», посвященном году президентства Медведева.
«Конечно, эта модель выдержит кризис», – уверен Сурков, однако на всякий случай призвал узкий круг экспертов, бизнесменов и политиков не раскачивать лодку.
Самое опасное сейчас – смена тактики, уверен «серый кардинал» Кремля. «Я не согласен с тем, что всякое изменение ландшафта должно нести за собой изменение стратегии. Когда наши войска вошли в Берлин и ландшафт сменился, стратегия осталась та же – взять Берлин», – привел исторический пример Сурков.
«Давайте представим, если бы сейчас наша система была более расшатанная, если бы она была больше в духе девяностых, чем в духе нулевых. Что бы сейчас с началом кризиса началось? При всем уважении к свободным людям, эти свободные люди здесь бы такого наворотили, что потом кто-то не любящий свободу пришел бы и еще сто лет порядок наводил», – обрушился с критикой на «свободолюбивых» Сурков.
«Можно действовать в духе девяностых, конечно. Давайте вот сейчас пойдем гулять и все громить. Может, хватит? Обойдемся без крушений?» – призвал к стабильности Сурков.
«Надо привыкнуть к социальным институтам, нравятся они или не нравятся, а не каждый раз выступать с пламенными речами и говорить о бунтах, – призвал Сурков. – Почему у нас чуть что, так сразу говорят о бунтах? Может, о чем-то другом поговорим? Что за общество такое?»
«У части экспертного сообщества есть запрос на изменения», – объяснил «Газете.Ru» руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, автор нашумевшего сценария «Новочеркасск-2009» о возможности протестов в моногородах и отдельных регионах. По словам социолога, у экспертов уже «есть понимание того, что для изменения экономики в сторону инновационной стоит менять даже не политическую систему, а политические нравы».
Вместо имитационных политических процессов стоит пойти по пути общественного диалога, уверен Гонтмахер. Период реорганизации надо пройти только с обращением к обществу и даже к неудобным силам.
Иначе, если не изменится политический стиль, возможны те самые бунты, о которых говорил Сурков.
«Система, которую построил Сурков, построена на массовых фальсификациях и тотальном контроле СМИ, и пока это действительно продолжает работать», – согласен лидер ОГФ Гарри Каспаров. Однако, по словам оппозиционера, последние выборы уже показали сбой внутри системы. «Система покажет свою неэффективность, когда люди начнут спрашивать, кто же именно виноват в кризисе», – предположил политик в беседе с «Газетой.Ru».
«Сурков не в первый раз поднимал эту тему (устойчивости политической системы России – «Газета.Ru»)», – напомнила руководитель центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская. В основе выступления прозвучавшая пару месяцев назад критика экспертного сообщества о том, что власть не реагирует на кризис и «Стратегия-2020» продолжает оставаться неизменной. «Он защищался, говорил о том, что, по его мнению, нельзя менять стратегию каждые 20 минут, что должна быть стабильная база и стабильные ориентиры», – объяснила цель выступления Суркова социолог.
Однако оппозиция уже готова к потрясениям. Изменения начнутся уже в 2009 году, уверен Каспаров, и будут стремительными.
При этом в условиях полного уничтожения оппозиции и парламентских структур в России делать какой-либо прогноз относительно альтернативы существующей власти сложно. «Хочется верить, что потрясения окажутся не смертельны», – надеется политик. По словам Каспаров, нынешний кризис может вызвать жесткие формы протеста, которые будут «сильно отличаться от ненасильственного «Марша несогласных».
«Катастрофические настроения пока есть только у оппозиции, – возражает Крыштановская. – И они, скорее, от радости: предсказывать катастрофы гораздо легче, чем скучно говорить о том, что будет поступательное движение».
«К счастью, господин Сурков не главный человек в стране, – надеется Гонмахер. – Я надеюсь на президента и на премьера в том, чтобы они не поддались на риторику «осажденной крепости» и заклинания о нецелесообразности изменений».