Дворцовый переворот в российском научном сообществе. За пост главы РАН поборется новосибирский академик
В российском научном сообществе готовится «дворцовый переворот», правда, не тайный, а вполне легитимный. Члены РАН составили шор-лист, в который внесли фамилии четырех претендентов на интеллектуальную «шапку Мономаха». Это действующий президент академии Александр Сергеев, академик-секретарь отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН Геннадий Красников, научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин и новосибирский ученый, директор Института теплофизики Сибирского отделения РАН Дмитрий Маркович.
Маркович уверен, что на этом ответственном посте должен находиться именно представитель российской научной глубинки, а не житель столицы.
«Президент академии наук должен прилагать намного больше усилий к гармоничному научно-технологическому развитию всех территорий страны. И лучше других эту специфику, безусловно, будет осознавать представитель нестоличной России», – поделился с журналистами «Тайга.инфо» академик.
Он добавил, что на сегодняшний день наблюдается просто катастрофический дисбаланс между потенциалом регионов. Сибирь, Дальний Восток, Урал, южные регионы страны с завидным постоянством теряют свои самые светлые головы. И для того, чтобы остановить отток квалифицированных кадров из сферы науки и образования, нужны конкретные действия со стороны руководства РАН.
Перчатка брошена
Кто именно самый достойный кандидат на пост главы Российской академии наук, все же решать правительству РФ. Но ученые сообщества уверены, что выборы президента не превратятся в фарс и простую формальность. А пока дуэль – заклятые коллеги Александр Сергеев и Геннадий Красников самые вероятные кандидатуры на эту должность.
«В академии ждут напряженную борьбу. Она уже начинается. Два лагеря – «красниковский» и «сергеевский» ведут ожесточенные споры по довольно простым вопросам. В поддержку действующего президента подписались 402 члена РАН и это очень много, учитывая, что они собирались две недели в сезон отпусков», – пишет «КоммерсантЪ».
Сибиряка Дмитрия Марковича, в свою очередь, считают хорошим организатором, который вполне успешно руководит работающим институтом. Но, по мнению собеседников издания, он не сможет выйти даже во второй тур. Поскольку, «мало известен за пределами Сибирского отделения РАН. Это скорее заявка на будущее, чтобы про него услышали не только в Сибири, но и в центре», – рассказал «Ъ».
Мы их теряем
А тем временем на научном фронте без перемен – массовый отъезд ученых и высококвалифицированных специалистов за рубеж продолжается. Кстати, по данным РАН за последнее десятилетие количество эмигрировавших исследователей увечилось в пять раз. В пять. Цифры просто пугающие. С начала 90-х Россия занимает первое место в мире по количеству секвестрированных научных исследований, что ведёт к деградации и массовому отъезду специалистов, - пишет «Царьград» со ссылкой на главного учёного секретаря РАН Николая Долгушкина. Почему так происходит?
«Я считаю, что наука не имеет границ, и человек вправе жить и работать там, где ему комфортно и где его посещает вдохновение. Если учёный найдёт такое место для работы и проживания не на родине, никакой трагедии в этом нет. Трагедия будет, если он имеет потенциал и не реализует его», – рассказала «Бабру» Наталья Фурман, томичка, кандидат филологических наук.
Она уверена, что для создания исследователям комфортной среды, необходимо обеспечить их, а не депутатов, неприкосновенностью и различными преференциями, в том числе достойной зарплатой, увеличив её хотя бы в три раза.
«Нужно создать социальные привилегии, например, освободить ученых от оплаты коммунальных услуг, начиная со степени кандидата наук, как это было при советском строе. Тогда исследователь сможет заниматься наукой, а не поиском куска хлеба. И, наконец, не диктовать ученому перечень приоритетных журналов, а оставить этот вопрос на его выбор», – комментирует Наталья.
И еще…
Изначально высококлассных специалистов готовили для работы в высокотехнологических отраслях промышленности, которых так и не появилось. Программа по созданию двадцати пяти миллионов рабочих мест в сфере высоких технологий лопнула, как трест Оливера Генри. Что делать? В РАН считают, что, прежде всего, «нужно направлять ресурсы, которые выкачиваются из России, не на финансирование зарубежных экономических структур, а возвращать их внутрь страны и вкладывать в технологическое обновление промышленности». И, наконец, перестать считать достойную зарплату для хорошего специалиста личным оскорблением для работодателя.
Ранее на Бабре:
Холодное лето двадцать второго. Арест с летальным исходом