Правительство РФ пытается легализовать приставленную к Патриарху РПЦ МП вопреки закону охрану из сотрудников ФСО
Перечень лиц, охраняемых Федеральной службой охраны (ФСО) России, будет расширен. Новые поправки к закону "О государственной охране", внесенные в Госдуму правительством, позволяют легализовать предоставление охраны Патриарху РПЦ МП Кириллу (Гундяеву), сообщила 30 июля "Газета.Ру".
29 июля правительство внесло в Госдуму РФ поправки в закон "О государственной охране". Изменения расширяют перечень подпадающих под его действие лиц. Сейчас в ст. 8 закона установлен закрытый перечень подлежащих охране лиц. Помимо президента и премьера, в него входят главы обеих палат парламента и высших судов, генеральный прокурор и глава Следственного комитета.
Но в ст. 9 документа оговаривается, что "при необходимости" список может быть расширен по решению президента.
Норма гласит, что президент может принять решение о предоставлении охраны членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, федеральным государственным служащим и "иным лицам, замещающим государственные должности".
В новой редакции правительство предлагает убрать ограничение, написав, что охрана может быть предоставлена "членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, федеральным государственным служащим и иным лицам".
В пояснительной записке указывается, что "расширение перечня лиц, которым может быть предоставлена государственная охрана", не ново и "отражает существующую практику". Как сказано в документе, такая деятельность осуществляется на основе нормативных правовых актов, но "требует установления законодательной основы".
"Это для патриарха", – пояснил "Газете.Ru" источник в ФСО.
Факт наличия госохраны у Патриарха подтвердил "Газете.Ru" руководитель пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский. "Такое решение принял еще президент Ельцин", – пояснил он.
В конце прошлого года с запросом, на каком основании Патриарха охраняет ФСО, в госорганы обратились общественники. Ответ они получили, но без каких-либо подробностей.
"В соответствии со статьей 80 Конституции президентом принято решение о предоставлении государственной охраны патриарху Московскому и всея Руси", – сказано в письме из департамента правового обеспечения ФСО от 21 января 2011 года. В тексте не уточняется, каким именно президентом принято это решение, не указан и номер соответствующего документа. Статья 80 Конституции говорит о том, что президент является главой государства, гарантом прав и свобод и т.д.
Кроме того, авторы запроса получили отклик и от пиарщиков ФСО. Центр по связям с прессой и общественностью ответил ссылкой на закон "О государственной охране". В документе напоминается, что органы госохраны обеспечивают безопасность президента, премьера, руководителей высших судов, спикеров обеих палат парламента, главы Следственного комитета и Генпрокуратуры (также охрана может предоставляться главам иностранных государств и правительств при их пребывании на территории страны). Но оговаривается, что при необходимости охрана может быть предоставлена другим лицам. Ни о каких ограничениях в этом письме не упоминается.
По словам зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, сейчас ФСО работает в "нечетко очерченном правовом поле с большими перехлестами". Он согласен, что у президента должна быть возможность предоставлять госохрану по своему усмотрению. Однако в целом количество охраняемых лиц должно сокращаться. "Безусловно, право за президентом такое оставить можно, но у нас должно быть минимальное число людей, подлежащих госохране", – заявил он "Газете.Ru".
Депутат обращает внимание, что речь должна идти не только о лицах, охраняемых ФСО, а в целом об охране чиновников. "У нас неограниченное количество лиц охраняемых. Посмотрите на то, как ездят губернаторы. Все эти кордоны, куча милиции – что это такое?" – возмущается он.
По словам Гудкова, под настоящую государственную охрану подпадает очень ограниченный круг лиц: "Десяток человек, включая несколько министров и вице-премьеров".
"Бывают случаи, когда действительно нужна охрана", – подтверждает бывший вице-премьер Борис Немцов. Он вспомнил, что ему предоставлялась госохрана в бытность вице-премьером, когда он начал получать угрозы от Басаева. Однако, по его словам, он быстро от нее отказался, так как "так жить было невозможно". В целом, по словам Немцова, вопрос о предоставлении охраны – "вещь субъективная". Например, такая охрана может понадобиться для особо ценных свидетелей. "Такая возможность должна быть у президента, особенно в нашей стране, где процветает бандитизм", – замечает он.
В прошедших в думу поправках также предлагается закрепить в законе такие направления работы ФСО, как обеспечение охраняемых лиц питанием и проверка санитарно-эпидемиологической обстановки на охраняемых объектах, однако эти возможности указаны и в Положении о ФСО. Изменения должны коснуться и возможности использования в оперативно-розыскной деятельности внештатных сотрудников, разработки оружия и подготовки кадров для спецслужб иностранных государств "на договорной основе". В пояснительной записке подчеркивается, что эти изменения тоже "отражают существующую практику, осуществляемую на основе соответствующих нормативных правовых актов".
Получить официальный комментарий ФСО "Газете.Ru" не удалось.