Какой из регионов России беднее?
Сколько регионов в нашей стране - столько "россий". Жизнь в Москве и в Тыве различается так, как будто одни живут на Земле, а другие - на Луне. В распоряжении "РГ" оказался полный текст доклада заместителя министра экономического развития и торговли РФ Мухамеда Циканова на последнем заседании Правительства, прочитав который, приходишь именно к таким выводам.
Только несколько примеров. Уровень внутреннего регионального продукта (ВРП; это как ВВП, только не у страны в целом, а у региона) у богатых и бедных областей отличается в 30 раз. При этом темп роста ВРП у богатых куда активнее, чем у бедных.
Как это транслируется на реального человека? В лидерах - Москва, где люди зарабатывают в 5,73 раза больше, чем нужно им для простого выживания. В аутсайдерах - Агинский Бурятский АО, где люди получают лишь 0,38 от прожиточного минимума. Как же они вообще живут? Их доходы официальная статистика не улавливает. Кстати, в целом по стране 10 процентов богатых зарабатывают в 14 раз больше, чем 10 процентов самых бедных. Этот расклад не меняется уже несколько лет. А средний класс никак не вырастает.
Если поделить доход местного бюджета на число жителей, то в лидерах окажутся жители Эвенкийского АО (см. таблицу на 2-й стр.), в аутсайдерах, как ни странно, не забытые Богом окраины, а сердце России: в Курской области в год человек получает от бюджета денег и услуг на сумму меньше 200 долларов. При этом в обоих регионах живут, наверное, добросовестные налогоплательщики.
Какова динамика? С одной стороны, пропасть между процветающими и депрессивными регионами вроде бы сокращается. В 1999 году, например, разрыв в ВРП - 47 раз, сейчас, напомним, 38. Это неудивительно, если учесть, что доходы региональных бюджетов растут (в основном из-за более "справедливого" распределения денег между ними и Центром) где-то на 50 процентов в год в номинальном выражении, или на 12 процентов в реальном. Растут и доходы населения, причем практически везде в темпе, большем, чем инфляция. Кстати, инфляция становится, похоже, своего рода "выравнивателем" экономических различий, поскольку она в разы больше в сырьевых регионах, чем в депрессивных.
Так, в прошлом году инфляция на Чукотке составляла аж 55,8 процента, а в Воронежской области - всего 5,8. Вероятно, торговцы прекрасно знают, что на Чукотке за связку бананов готовы выложить баснословные суммы, а с воронежцев и взять-то особо нечего, причем у всех свои огороды.
Но вот что плохо. Разрыв по инвестициям - а это ведь источник роста и задел на будущее - в 180 раз. 60 процентов этих денег нашли себе работу в 21 богатом регионе, а 16 процентов размазаны по 45 депрессивным областям. Это заставляет заподозрить, что нынешнее сокращение разрыва между лидерами и аутсайдерами вызвано лишь усилиями властей по созданию "справедливых" условий игры. А что будет, когда бюджетная реформа закончится? Пропасть станет расширяться? Так что местным властям есть над чем подумать, если их территории инвесторы обходят стороной.
Справедливый вопрос - что делает власть? По программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов" к 2015 году пропасть намерены сузить в два раза. На это брошено 66 миллиардов рублей, причем лишь 12 - из федерального бюджета, остальное - из казны регионов же и внебюджетных источников. Но это в теории. А в реальности в прошлом году федералы дали на программу вдвое больше того, что были должны, сами регионы - лишь три четверти, а внебюджетных источников, судя по всему, вообще найти не удалось. В итоге общий объем финансирования худо-бедно сверстали, но Минэкономразвития уже заявило, что отныне из федерального кармана будут давать только тем, кто внесет адекватную сумму из кармана собственного.
Что сделали на эти деньги? Кроме прочего, построили три школы, 20 объектов ЖКХ, реконструировали 14 очистных сооружений, сохранили 5 тысяч рабочих мест и создали 3 тысячи условных больничных коек. Такая вот "теория малых дел" начала XXI века. Спору нет, от малых дел бывает большая польза. Но эксперты сходятся во мнении, что никакие бюджетные деньги не помогут депрессивным областям, если тамошние власти сами не возьмутся за дело. "Иные губернаторы думают только о том, как вышибить деньги из Москвы путем примитивного шантажа, - сказал корреспонденту "РГ" один из политологов. - Но укоротить руки своим чиновникам, чтобы не душили малый бизнес - ума не хватает".
Богатые регионы: Москва, Санкт-Петербург, Липецкая, Московская, Самарская, Тюменская области, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО.
Бедные регионы: Республики Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, Коми-Пермяцкий АО, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Эвенкийский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО.