Дети возврату не подлежат
Внесен законопроект об обязательных курсах для усыновителей.
Усыновить ребенка в России можно будет только после прохождения специальных учебных курсов: соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Эксперты опасаются, что процедура усыновления станет еще более сложной, а инициаторы закона считают, что эта мера поможет сократить процент возвращения приемных детей обратно в детские дома.
В понедельник правительство внесло на рассмотрение в Госдуму федеральный закон, согласно которому усыновить ребенка в России можно будет только после прохождения определенной программы подготовки. Документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подготовлен Минобрнауки и предусматривает ряд поправок в Семейный кодекс.
По мнению инициаторов законопроекта, подобные поправки будут способствовать снижению процента детей, возвращаемых обратно в воспитательные учреждения.
Согласно данным Минобрнауки, в 2010 году было возвращено 8212 детей – 5600 из них по инициативе самой семьи, которая отказалась от приемного ребенка, и более 1000 были изъяты из семей из-за ненадлежащего обращения.
Написать программу и придумать, как готовить будущих родителей, должны федеральные органы исполнительной власти. Какие именно ведомства будут отвечать за выполнение подобных обязательств и как это будет происходить на практике, в проекте закона не написано. Планируется, что финансироваться школы приемных родителей будут из регионального бюджета.
В документе отдельно выделена категория, на которую обязанность по предварительному обучению не будет распространяться.
На курсы не обязательно идти отчимам, мачехам, близким родственникам, а также тем, кто уже имеет положительный опыт усыновления, опекунства или попечительства и не был отстранен от исполнения этих обязанностей.
За рамками документа остался вопрос с иностранными усыновителями: непонятно, должны ли они посещать курсы, а если да, то у себя на родине или в России. Руководитель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер, который принимал участие в разработке законопроекта, считает, что обязанности иностранных усыновителей должны быть предусмотрены межгосударственными соглашениями. «Эти вопросы пока не отрегулированы, но в принципе это к иностранцам должно относиться точно так же, как и к российским гражданам. Другой вопрос, где они будут проходить подготовку. Если у себя, то значит, должны сдавать какой-то контрольный тест здесь, в России. Но пока что эти нормы в законопроекте не проработаны», – пояснил он.
Говоря о слабых сторонах законопроекта, Альтшулер выразил опасение, что данная инициатива имеет опасность превратиться в процедуру «для галочки».
«Это очень правильный и нужный шаг для поддержки приемных родителей. Подготовка нужна, но без дальнейшего сопровождения она может носить характер обязаловки для отчета на бумаге: приняли закон, создали эти школы, прослушали несколько часов и выдали бумажку. Нужно обязательно предусмотреть и последующую помощь: там, где есть дальнейшее сопровождение, гораздо меньше возвратов», – говорит эксперт.
Кроме того, Альтшулер выразил опасение, что данный закон спровоцирует новый виток коррупции в регионах и деньги, выделенные на создание школ, пойдут не по назначению: «Есть опасность, что под это дело чиновники в регионах захотят получить бешеные деньги. Поэтому создавать отдельные школы специально для исполнения закона – неправильно. Нужно вовлечь сюда ведомство соцзащиты, ведь это огромный социальный потенциал, который не используется должным образом».
Впрочем, есть мнение, что обязательства по подготовке родителей никак не будут способствовать увеличению благополучных случаев усыновлений. «Психолого-педагогическое образование никому еще не вредило, и если будущие приемные родители хотят его улучшить, то это их право, но ставить это как условие для усыновления – неправильно. Мы знаем огромное количество людей с педагогическим образованием, которые являются отвратительными педагогами. А дополнительные обязательства могут только усложнить процедуру усыновления», – считает зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
Напомним, что сейчас школы приемных родителей существуют и функционируют при поддержке городских властей, но обучение в них исключительно добровольное.
К примеру, в Москве всего 26 школ, которые ведут бесплатные занятия при департаментах, центрах социальной помощи и детских домах. Представители таких школ говорят, что среди приемных родителей довольно высокий процент желающих посещать подобные занятия. «У нас всегда полные группы на лекциях. Большинство родителей понимают, что это шаг, который требует предварительной психологической подготовки, поэтому охотно посещают лекции с нашими психологами», – рассказали «Газете.Ru» в Центре патронатного воспитания при детском доме № 19.