Место встречи изменить нельзя
Московская милиция вчера в одиннадцатый раз разогнала митинг «несогласных» на Триумфальной площади.
Акции, которые защитники 31-й статьи Конституции пытаются провести именно у памятника Маяковскому и которые всякий раз не удается согласовать в мэрии столицы, уже стали традиционными, как и действия правоохранителей, которые с большей или меньшей жесткостью задерживают там митингующих, лидеров «Другой России», «Солидарности» и «Левого фронта». Вчера силовики не слишком церемонились с протестующими, но, с другой стороны, и не особо злоупотребляли спецсредствами. Более того, в упредительном заявлении представителей столичного ГУВД в адрес организаторов акции присутствовали "простые человеческие" нотки -- мол, отвлекаете, граждане «несогласные», накануне важного дежурства. «Организаторы так называемой «Стратегии-31» призывают своих сторонников выйти на акцию, не согласованную с правительством города, накануне 1 сентября -- необычайно важного и торжественного праздника», -- пожурила оппозиционеров замначальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Жанна Ожимина.
Напомним, что заявку на проведение митинга в защиту права граждан на свободу собраний, как обычно, подали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, Константин Косякин из «Левого фронта» и Эдуард Лимонов -- лидер движения «Другая Россия». Им было предложено собрать своих сторонников на другой площадке (на Болотной площади, площади Краснопресненской заставы или у памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре), но те, как и ранее, настаивали на Триумфальной, которую власти недавно перекрыли в связи с объявленным строительством там подземной парковки.
Поскольку организаторы акции заявили о своем намерении выйти на Триумфальную без согласия мэрии, столичные силовики устами г-жи Ожиминой предупредили, что «сотрудники ГУВД адекватно ответят на любые провокации». «Адекватность» ответа можно было трактовать широко, учитывая недавнее замечание премьер-министра Владимира Путина в интервью "Коммерсанту": «Что говорит действующее законодательство о марше? Нужно получить разрешение местных органов власти. Получили? Идите и демонстрируйте. Если нет -- не имеете права. Вышли, не имея права, -- получите по башке дубиной».
Между тем устроители митинга напомнили о том, что действующее законодательство подразумевает уведомительный характер проведения массовых акций, и, следовательно, выйти на марш или митинг можно и без разрешения местных органов власти. При этом на сей раз помимо постоянных посетителей митингов «несогласных» -- активистов «Солидарности», «Левого фронта», лимоновцев, правозащитников и т.п. -- на несанкционированную акцию были приглашены наблюдатели из-за рубежа -- представители Европарламента. В оргкомитете «Стратегии-31» сообщили, что Триумфальную площадь решили посетить председатель подкомитета Европарламента по правам человека Хайди Хаутала, вице-председатель подкомитета Лайма Лючия Андрикиене и член подкомитета Тижс Берман. Г-жа Андрикиене пояснила журналистам, что в самом митинге европарламентарии участвовать не будут, однако понаблюдают за ситуацией. Замначальника ГУВД Москвы генерал-майор Вячеслав Козлов загодя предупредил гостей из Европы, что если они присоединятся к "несогласным", к ним «будет такое же отношение, как к участникам несанкционированного митинга».
Примерно за четыре часа до начала акции, назначенной на 18.00, милиция начала окружать Триумфальную площадь. На 1-й Тверской-Ямской выстроились грузовики и автобусы с бойцами внутренних войск, а на самой Тверской улице скопилось не менее трех десятков автобусов с милиционерами и омоновцами. Собственно, сама площадь, превращенная в стройплощадку, и без того была огорожена, но на сей раз блокада была полной.
Участники несанкционированного митинга, собравшиеся в назначенное время, оказались в окружении милицейских и омоновских кордонов, на небольшой площадке у выхода из метро «Маяковская» со стороны Концертного зала им. Чайковского. Этот выход на сей раз не был перекрыт. Милиционеры с мегафонами оповещали собравшихся о том, что те мешают проходу граждан в подземку и проезду автомобилей. Группа «несогласных» -- менее сотни человек -- оказалась «в окружении» на углу Триумфальной площади и Тверской. Остальные -- журналисты и те участники акции, которые оказались за милицейским оцеплением, рассредоточились у забора, окружающего площадь. По словам Людмилы Алексеевой, наблюдатели от Европарламента оказались на противоположной стороне. Оказавшись в окружении милиционеров и омоновцев, правозащитница заявила, что в таких условиях, когда «вся площадь забита грузовиками с солдатами», акция проводиться не может.
Задержания начались еще до самой акции протеста. Журналисты окружили стоявшего у ограждения монаха в длинной черной рясе. Брат Григорий приехал из Новосибирска и тихо стоял, держа в руках лист бумаги с нарисованной цифрой «31». Около 20 минут на него никто из правоохранителей не обращал внимания. Потом к монаху подошли два сотрудника ОМОНа и попросили пройти вместе с ними. Тот отказался, его схватили под руки и поволокли к милицейскому автобусу.
Тут же в толпе появился один из организаторов митинга -- лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. Но сказать он успел только то, что «у него есть информация для СМИ», после чего его также схватили сотрудники ОМОНа. Это как будто подстегнуло людей. То тут, то там слышались сначала разрозненные, а потом более дружные крики: «31-я статья!», «Россия без Путина!», «Долой полицейское государство!», «Это наш город!». Тут активизировался и ОМОН. Прорываясь сквозь толпу, милиционеры выдергивали из нее наиболее крикливых. К особо сопротивлявшимся не гнушались прикладываться дубинками. Многих волокли по земле. Из рации одного из милиционеров донеслись слова: «На Тверской еще люди. Мне нужно больше задержаний». Несмотря на действия сотрудников милиции, толпа в несколько сотен человек не расходилась, а лозунги не смолкали.
Через четверть часа были задержаны Эдуард Лимонов и Константин Косякин, сопредседатель движения «Солидарность» Борис Немцов, активисты этой организации Илья Яшин и Роман Доброхотов. В отделении оказался и глава московской организации Федерации автомобилистов России Сергей Канаев, который, по его собственным словам, просто наблюдал за происходящим.
К семи вечера люди стали успокаиваться и потихоньку расходиться. Уезжали набитые задержанными милицейские автобусы. Лидер движения «За права человека» и один из самых активных участников «маршей несогласных» Лев Пономарев скучал в сторонке. «Стою один. Никто на меня даже и не смотрит. Видимо, команды не было», -- сказал правозащитник «Времени новостей», сообщив, что намерен с несколькими товарищами отправиться к ОВД «Тверское», куда отвезли Бориса Немцова. Всего правоохранители заявили о 60 задержанных, участники акции утверждают, что в автобусах находилось в несколько раз больше «несогласных».