Сталинизм лучше нацизма?
Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию с поддержкой идеи учредить 23 августа (дата подписания пакта Молотова-Риббентропа) День памяти жертв сталинизма и нацизма. Российский парламент резолюцию гневно осудил.
Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края. Всей душой разделяю горе семей, попавших под каток сталинских репрессий. Но нацизм с его безумной расовой доктриной и практикой концлагерей — ни с чем не сравнимое зло. Это конец любой цивилизации. И как можно забыть, что лишь благодаря великим жертвам и подвигу народов СССР мир избавлен от господства гитлеровских "культуртрегеров"?
Патрик Луи, депутат Европарламента (от Франции). Будь то чума красная или черная, она всегда останется чумой. В нацизме, ленинизме и сталинизме есть общая составляющая — тоталитарный режим и миллионы жертв. И жаль, что не было процесса, подобного Нюрнбергскому, который бы осудил сталинизм и коммунизм. Нужно его провести, потому что многие еще верят в правоту Сталина и Мао Цзэдуна.
Александр Котенков, полномочный представитель президента РФ в Совете федерации. Сравнивать их нельзя. Нацизм — это идеология, осужденная мировым сообществом, а сталинизм, хоть и принес нашим людям много зла, все же не идеология. И ставить Советский Союз, победивший фашизм, в один ряд с нацистской Германией — это преступление. Кроме того, нужно понимать, что Гитлер и нацистская Германия — это одно и то же, а Сталин и советский народ — совершенно разные вещи. Я не понимаю, чем кучка стран-отщепенцев, которые откололись от Советского Союза и теперь позволяют себе тявкать на слона, так подкупили Европу, что сейчас принимаются подобные резолюции.
Игорь Губерман, писатель. Оба хуже, но сталинизм страшнее. Это говорю вам я, еврей, который знает, сколько людей уничтожил фашизм. Фашисты убивали чужих, а сталинизм — своих.
Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский, член Общественной палаты. И то и другое зло, но уравнивать их нельзя, в основе режимов — разная идеология. Сталинизму в отличие от нацизма несвойственна идея уничтожения наций. Этот режим подразумевал стремление к социальной справедливости изуверскими методами.
Дмитрий Шпаро, полярник, лидер и директор клуба "Приключение". Убийственный вопрос, и все-таки в сталинских лагерях людей не сжигали. Сталин был диктатором, боролся с классовыми врагами. Он не уничтожал какие-то большие группы людей, национальности. Нам нужны день памяти сталинских репрессий и покаяние, как было в Германии. Но мне будет не по себе, если они все же уравняют сталинизм и нацизм.
Вацлав Радзивинович, шеф-корреспондент в Москве польской Gazeta Wyborcza. Русская пословица "Хрен редьки не слаще" очень хорошо подходит. Разница только в современном подходе: гитлеризм осужден, мертв и погребен, а сталинизм жив и имеет много поклонников, которые даже обижаются, когда кто-то его осуждает. Это несправедливо.
Андрей Ильницкий, заместитель руководителя ЦИК "Единой России". Сталинизм — это плохо, фашизм, по-видимому, еще хуже, но из двух зол не выбирают.
Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России. Нельзя делать коктейль из истории. Идеология фашизма и партийная идеология сталинизма имели абсолютно разную почву. То, что произошло на выходе, уже вторично. Поэтому сравнивать их вообще преступление.
Игорь Чубайс, директор Центра по изучению России. Не думаю, что между ними большая разница: и то и другое связано с уничтожением людей. Думаю, руководители нашего государства должны сделать заявление, осуждающее сталинизм, заявить, что это явления одного порядка. Пока мы не распрощаемся таким образом с прошлым, будущего у нас нет.
Мирослав Мельник, председатель совета директоров компании "Бетта-групп". Лучше — от него бед было меньше. Фашизм уничтожал все нации, которые завоевывал, а Сталин — в основном своих, поляки же просто попали под раздачу. А в Европе, даже в Германии, репрессий и лагерей не было. Если кто и пострадал, так это женщины, которые потом нарожали голубоглазых парней и улучшили генофонд страны.
Олег Виноградов, балетмейстер. По-моему, одинаковы.
Рой Медведев, писатель. Не лучше и не хуже. Все диктатуры похожи по форме, но не по содержанию. Фашизм — это ненависть и уничтожение людей по расовому признаку. Сталинизм — это форма социального тоталитарного государства. Здесь уничтожению подлежат классы эксплуататоров, то есть определенные социальные слои. Это другая природа. Более того, День памяти жертв сталинизма в России уже давно определен — 30 октября. Устанавливать еще и международный день ни к чему.
Василий Стародубцев, депутат Госдумы, в 1991 году член ГКЧП. Нельзя несравнимые вещи ставить в один ряд. Сталин с советским народом защищал великую страну, освободил от фашизма Европу. Гитлер расставил виселицы по всей Европе. Мне было девять лет, когда немцы ворвались в наше село и первым делом поставили виселицу. 82 человека — стариков, калек, детей — собрали в школе, облили бензином и сожгли. Гитлер стремился завоевать Азию и другие земли. И если бы не Сталин и Красная армия, он добился бы этого.
Василий Бычков, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, директор ЦДХ. Черт его знает! Наверное, только он и может дать ответ. Когда я был на Соловках, меня так зацепило, что фильмы про гитлеровские лагеря показались не такими страшными. Сходил на гору, где люди ночевали штабелями, посмотрел рисунки этих "доходяг". Я бы рекомендовал туда возить молодежь, а тех, кто говорит об эффективных менеджерах,— принудительно.
Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы. Этот вопрос — такая же провокация, как и резолюция ОБСЕ. Хотел бы я посмотреть в глаза автору вопроса, поскольку, формулируя его, он, видимо, ждет однозначного ответа: "да" или "нет". Считаю, что подобная постановка вопроса находится вне права, этики и реальной истории.
Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. Не вижу причин, чтобы не согласиться с ПАСЕ. Сталинизм и фашизм — явления одного порядка.
Асламбек Аслаханов, член Совета федерации. Сталинизм нельзя приравнивать к фашизму. Вообще, это наше внутреннее дело — давать оценки нашей истории. Тогда мы много людей потеряли, меня, 13-летнего пацана, репрессировали. Но мы не отрицаем того, что в этот период страна очень многого добилась. Поэтому, каким был период сталинизма, решать нам, его жертвам. Хотя лично я уже все простил.
Григорий Померанц, писатель. Сталинизм лицемернее. Но в целом у этих понятий больше сходств, чем различий. В обоих случаях побеждал культ вождя, а человеческая личность и достоинство подавлялись грубой силой.
Валерий Энгель, первый вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства. Я симпатий к сталинизму не испытываю, но попытка приравнять его к нацизму мне кажется кощунственной. А тезис о равной ответственности двух стран за развязывание Второй мировой абсолютно ложен. Тогда уж и Англия, и Франция виноваты в том, что сорвали переговоры с СССР о создании системы коллективной безопасности. Решение ОБСЕ — политический заказ. Оно кощунственно для многих народов, и прежде всего для евреев.
Илья Михальчук, губернатор Архангельской области. Сталинизм не красит нашу страну, но прежде всего надо беречь свою историю, какой бы она ни была. Введение еще одного дня памяти — это лишнее. Более того, со своими внутренними бедами и проблемами мы разберемся сами.
Иван Мосякин, председатель Орловского облсовета ("Единая Россия"). Считаю такую постановку вопроса циничной и провокационной. Сталинский режим не подарок, но приравнивать фашизм к сталинизму — огромная подлость, причиной которой могут быть либо зашоренность и невежество, либо циничный политический расчет.
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка. Я бы назвал сталинизм разновидностью нацизма. Жертв сталинизма не меньше, чем жертв фашизма. Такой день, по-моему, должен быть. Жаль, что инициатива принадлежит не нам, а людям из Европы.
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России. ОБСЕ на порядок хуже них. Подобная резолюция — это отказ от понимания, почему все эти люди погибли. Я против подобных жестов. Сталинизм прежде всего другой.