Прокурорские чтения: о "скуке и бессмыслице"
Михаил Ходорковский продолжает делать в суде подробные заявления о нарушениях в ходе процесса. Но, похоже, их слышат только журналисты.
В Хамовническом суде Москвы после почти 2-недельного перерыва возобновились слушания по делу бывших совладельцев компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Весь судебный день во вторник государственные обвинители оглашали документы, которые, по их мнению, свидетельствуют о виновности бывших совладельцев ЮКОСа в хищениях и легализации преступно нажитых средств. В перерыве судебного заседания все, пришедшие понаблюдать за ходом судебного разбирательства, сошлись во мнении о том, что это было утомительное чтение. Сопредседатель оппозиционной коалиции "Другая Россия" Эдуард Лимонов также был в Хамовническом суде: "Все бумаги зачитываются от начала до конца, ни на чем внимание не акцентируется. Совершенно непонятно. Хотя бы указывали, где тут обвинительная часть. Разработка тщательная и доказательства заменяются объемом прочитанной скуки".
Мать Михаила Ходорковского Марина Филипповна тоже обратила внимание на то, как государственные обвинители оглашают документы: "Явно, что прокуроры тихо читают, чтобы люди не слышали, хотя голос мадам Ибрагимовой мы знаем – как она может орать, когда ей хочется. Не включены микрофоны. Люди ничего не слышат, друг у друга переспрашивают. В это время им делают замечания. Какой это процесс? Это не процесс. Это заранее написанный какой-то дурацкий преступный сценарий, который продолжают осуществлять. У меня такое ощущение, что они сами не понимают, что читают".
В ходе судебного заседания оглашались, в частности, распоряжения о передаче ценных бумаг. Государственный обвинитель Гюльчахра Ибрагимова заканчивала оглашение каждого из этих документов взаимоисключающими фразами. В одной говорится, что ценные бумаги не обременены никакими обязательствами, в другой утверждается, что они "являются предметом залога". Обе эти записи действительно есть в бланке распоряжения о передаче акций. Просто у верного нужно поставить галочку. А из-за того, что гособвинитель не поясняла, где стоит галочка, получалась полная бессмыслица.
Вообще, все уже оглашенные в ходе слушаний документы, по мнению подсудимых и их адвокатов, свидетельствуют лишь о том, что ЮКОС был не организованной преступной группой, как считает прокуратура, а легально работавшей на рынке компанией. Недоумение защиты в интервью Радио Свобода выразил адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант: "Была большая компания ЮКОС. Она занималась бизнесом. В рамках этого бизнеса осуществлялись различные сделки – продажи, обмены, поставки. По этому поводу заключались договоры, подписывались другие документы, проходили платежи, производились записи в реестрах акционеров. Вот про это все мы сегодня целый день слушали. Непонятно, какое это все отношение имеет к чему-либо уголовно наказуемому. Эта иллюстрация обычной хозяйственной деятельности бизнеса большой компании. Почему они считают это доказательствами какого-то преступления, мы этого понять не можем независимо от того, 20 или 10 раз они это прочитают".
В конце судебного заседания свое оценку происходящему дал Михаил Ходорковский. Он заявил, что в ходе рассмотрения его второго уголовного дела в Хамовническом суде было допущено множество нарушений. Таковым, например, является несогласие председательствующего включить в обвинительное заключение список свидетелей защиты и перечень доказательств, на которые намерены ссылаться адвокаты. Ходорковский назвал нарушением и отказ прекратить производство по эпизоду с хищением акций "Восточной нефтяной компании" в связи с истечением сроков давности. Нарушением, по мнению Михаила Ходорковского, является и отказ арестовать имущество, как прямо обозначенное в качестве похищенного. Имеются в виду акции подразделений "Восточной нефтяной компании" и имущество, очевидно, приобретенное на выручку от похищенной нефти. В частности, Михаил Ходорковский недоумевает, почему свободно обращаются на рынке и котируются на международных аукционах акции компании, которые теперь принадлежат "Газпрому" и "Роснефти".
Во вторник в Москве проходил санкционированный митинг в поддержку политзпключенных, приуроченный к возобновлению слушаний по делу Ходоковского и Лебедева - на митингующих напали несколько вооруженных молодых людей.