И целых шести лет мало
Завтра Госдума примет окончательное решение по поправкам к Конституции, инициированным Дмитрием Медведевым. Пока их первоначальный вид изменений не претерпел: полномочия президента вырастают до 6 лет, депутатов – до 5.
Все предложения ко второму чтению по иным срокам президентских полномочий пока отклонены.
Вчера утром президиум фракции ЕР решил, что второе и третье чтения конституционных поправок пройдут в разные дни. Завтра они должны быть одобрены во втором, а в пятницу – в окончательном виде. Однако к середине вчерашнего дня появилась информация: все решится все-таки в среду. А комитет по законодательству не выдвинул никаких на этот счет предложений для Совета нижней палаты, который сегодня должен верстать повестки дня двух ближайших пленарок.
Но на самом этом комитете были обсуждены предложения ряда думских фракций об изменении шестилетнего срока для главы государства в большую или меньшую сторону. Коммунисты предложили урезать президентскую легислатуру, а либерал-демократы – увеличить.
Зампред думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин не стал поднимать руки на цифру 6. Он, как это и положено коммунистам, пошел другим путем. В той же статье 81 Конституции, но в другом ее пункте он предложил записать, что президент не может занимать своей должности более одного срока подряд. Дискуссии вокруг этой инициативы на заседании комитета не случилось – поправка Илюхина автоматически была признана отклоненной. Поправку от ЛДПР постигла та же судьба. Депутат Сергей Иванов объяснил, что 6 – это не российская цифра, более того, есть такое понятие как «шестерка», а вот 7 – это «магическое число». Кроме того, по его мнению, чем реже в нашей стране станут проходить выборы, тем больше денег удастся сэкономить, а затем потратить на пользу граждан. Никто из членов профильного комитета, где большинство, естественно, у «Единой России», спорить с коллегой не стал. А поправка теперь тоже числится в той таблице, которую на завтрашнем заседании Госдумы будет предложено отклонить.
Первоначально предполагалось, что с таким же предложением о семи годах для президента может выступить и фракция «Справедливая Россия». Ведь, по некоторым косвенным данным, первоначально президент в Послании Федеральному собранию вроде как сам намеревался назвать именно это число. Однако потом, уверяли на прошлой неделе источники «НГ», было решено оставить этот вопрос на откуп Госдуме, чтобы она взяла на свою совесть такой нескромный запрос. Но эсэры, несмотря на некие намеки их лидера Сергея Миронова, вчера ни с чем подобным все-таки не выступили. А когда корреспондент «НГ» начал интересоваться, почему и что случилось, ведущие активисты фракции от разговоров стали уклоняться. Правда, член думского комитета по безопасности Михаил Старшинов (фракция СР) некоторые объяснения все-таки дал. По его словам, сегодня на заседании фракции депутаты как раз и будут решать, за какой президентский срок им голосовать. Старшинов, конечно, не исключил, что может быть поддержано и предложение ЛДПР, но более вероятной, по его мнению, будет дискуссия вокруг идеи, которую он намерен выдвинуть сам: «По опыту работы Путина, которому так много удалось сделать за его два президентских срока, мое предложение – 8 лет».
Между тем такая позиция явно противоречит объяснению ускоренного принятия поправок, данному пару дней назад Сергеем Мироновым. Последний объяснил торопливость парламента именно нежеланием рассматривать иные варианты, кроме того, что был предложен Медведевым: «Хотя следующая президентская кампания состоится в 2012 году, не нужно менять что бы то ни было в последний момент. Как минимум за два года до выборов все изменения должны быть приняты».
Депутат Госдумы Вадим Соловьев связал предложение СР и ЛДПР об увеличении срока президентского правления до семи лет с тем, что в скором времени, возможно, состоятся досрочные выборы главы государства. «Сейчас все обеспокоены спасением авторитета Владимира Путина, ведь всю ответственность за финансовый кризис несет именно премьер-министр. В связи с этим не исключаю возможности, что уже в марте мы вновь будем избирать президента страны. В этом случае именно семилетний срок станет для нового главы государства оптимальным. Финансовый кризис продлится года три-четыре. Так что через семь лет, когда надо будет переизбираться, народ уже забудет о прошедших экономических трудностях».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин так объяснил «семилетнюю инициативу» партий Миронова и Жириновского: «Должны же они чем-то отличаться от «Единой России». «Если бы СР и ЛДПР предложили срок меньше, чем шесть лет, то это бы выглядело крайне оппозиционно», – полагает эксперт. Политолог предположил, что предложение именно семилетнего президентства связано с мировым политическим опытом: «Справедливую Россию» и ЛДПР станут упрекать, что, выдвигая инициативу о семилетнем сроке, они хотят сделать пост главы государства в нашей стране чуть ли не пожизненным. Однако у этих двух партий есть прекрасный аргумент: во Франции, к примеру, долгое время глава государства правил именно семь лет».
Можно предположить, что есть у оппозиции, желающей поправить президента, и еще пара аргументов в пользу увеличения срока правления главы государства. Как минимум они демонстрируют таким образом свое несогласие с «генеральной линией» ЕР, мягко указывая президенту, где его настоящие друзья, оценившие скромность и такт главы государства. Возможно также, что за рассуждениями об увеличении президентского срока стоит невысказанное желание депутатов «в одном пакете» добиться увеличения и собственного пребывания на Охотном Ряду.