Лояльный Шахназаров: в искусстве всё хорошо
В первые дни нового года удивил своей принципиальной позицией генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России, кинорежиссёр Карен Шахназаров.
В интервью информационному агентству «URA.RU» он прокомментировал осеннее выступление Константина Райкина на Съезде Союза театральных деятелей России, посвящённое цензуре и госзаказам в искусстве.
Так вот. По мнению Шахназарова, никакой цензуры в России нет и в помине. От слова вообще. Тему цензуры режиссёр назвал «надуманной» и «раздутой», фактически обвинив Райкина в банальном пиаре.
Кстати, Карен Георгиевич, который практически не выводится из различных ток-шоу Владимира Соловьёва, гордо заявляет, что, мол, никаких указаний по поводу того, что ему говорить в эфире, ему из Кремля не поступает, и все обвинения в «пропагандизме» надуманы.
Оно, может быть, и так, только не может Шахназаров не понимать, что потому и приглашают его постоянно к Соловьёву, что он безо всяких подсказок говорит то, что нужно. Последовательно и без лишних советов со стороны. А раз не может не понимать, то, следовательно, своими заявлениями выставляет читателей и зрителей наивными дурачками. Как минимум, обидно.
Кстати, актёрская «цеховая» солидарность, к которой также призывал Райкин, оказывается, тоже не нужна. Потому как общего врага нет, а творческие профессии «эгоистичные» и к консолидации неспособные. Оно и понятно. Ведь любая солидарность против политики Кремля (пусть лишь культурной) не может радовать его, Кремля, сторонников.
Ну и на десерт про культурные госзаказы. По странному совпадению практически на одной волне с пресс-секретарём Песковым.
«Если государство даёт деньги, то на что-то вправе и претендовать. Если вы не хотите пользоваться услугами государства, получать от него финансирование – пожалуйста! У нас же не запрещено находить деньги в других источниках и говорить всё, что хочешь. А если берёшь деньги у государства, то будь готов к тому, что оно, государство, будет просить продвигать свои идеи. Я вот, например, заканчиваю сейчас «Анну Каренину» – в ней нет ни копейки государственных денег. Так что не хочешь – не бери ничего у государства», – безапелляционно заявляет режиссёр.
В принципе, тоже логично. Попробуй Карен Георгиевич сказать по-другому, так, глядишь, и впрямь придётся, если что, искать деньги в других источниках. А так – деньги взял, заказ выполнил – и голова не болит. К тому же, Шахназаров, никогда не работавший в театре, мешает два различных вида искусства: театр и кино. Если фильм можно снять без господдержки, то репертуарный театр без государственного финансирования существовать не может, и это уже давно доказано.
В общем, директор «Мосфильма» в очередной раз проявил столь свойственную себе «лояльность режиму». Согласитесь, как бы ни был талантлив режиссёр, в 1985 году вступивший в КПСС, чуть позднее ставший помощником генсека Горбачёва, а на данный момент являющийся доверенным лицом партии «Единая Россия», принципиальность его не может не вызывать «восторгов публики».
Проблема лишь в том, что он действительно талантлив. И вот это самое обидное.