История Монголии: предпосылки к величию Чингисхана
Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения. В этой статье читатель узнает предпосылки того, почему именно Тэмуджин — будущий Чингисхан — стал тем самым человеком, который объединил монгольские племена, и другие факты из жизни монголов 13 века.
Тэмуджин родился в мире, где огромное значение имели родовые связи. Единственный источник легитимности власти в степи — сила, а значит, те люди, на которых можно положиться. Кто ты, где ты родился, потомком кого ты являешься — эти характеристики имеют очень большое значение. Будущему Чингисхану повезло: он родился сыном довольно влиятельного вождя одного из племен. То есть Тэмуджина даже можно назвать ребенком-«мажором». Ему с детства пророчили перспективное будущее по праву рождения.
Но случилась одна неприятность. Степные кочевники постоянно конкурировали за пастбища и другие ресурсы, что вызывало межплеменные конфликты. Один из них привел к тому, что племя татар отравило отца Чингисхана. Казалось бы, Тэмуджину повезло, раз он родился в семье вождя, но мальчик столкнулся с досадной вещью — после смерти отца весь его клан разбежался куда глаза глядят к новым хозяевам. Естественно, никто не собирался служить ребенку, и он остался практически сам по себе, выживал чуть ли не в голой степи, долгое время питаясь всякими сусликами и мышами.
Однако Тэмуджин прекрасно осознавал, что ему, как сыну видного человека, полагается гораздо больше, что его лишили своей участи. С другой стороны, он увидел, что вся эта родственная приязнь, «своих не бросаем», — это пустые слова. Так что в будущем Чингисхан будет сколачивать ближайшее окружение по единицам, не оглядываясь на родство и происхождение. Например, один из величайших монгольских полководцев Джэбэ, перед тем как начать службу у Чингисхана, сражался против него и даже чуть не убил: во время битвы Тэмуджина с тайджиутами Джэбэ ранил знаменитого хана стрелой. Тэмуджин оценил меткость стрелка, принял его в свои ряды, и в итоге Джэбэ покорил для него огромные пространства.
Одной из важных черт Чингисхана стала способность к объединению вокруг себя талантливых генералов. Кто сейчас не знает Субэдэя, Мухали, Джэбэ? Эти полководцы вписаны в военную историю. Что такого особенного содержалось в тактике монголов? Хитрость, но еще и страшная наглость, которую в истории, наверное, можно увидеть лишь у Жанны Д’арк. Достаточно вспомнить поход Джэбэ и Субэдэя, где полководцы показали себя «людьми без башни» в хорошем смысле.
Расчетливый командир не решился бы на действия полководцев Чингисхана никогда в жизни. «Это невозможно», — сказал Разум. «Это безумие», — сказала Совесть. «А ты попробуй» — шепнул Чингисхан.
Войны создали гигантскую империю, но Тэмуджин посвятил свою жизнь не им, а самому главному — он смог объединить степные племена, заложив идеологический фундамент того, что главное — не родство. Самый главный человек для монгола — это не отец или старший брат, который рулит кланом, а непосредственно Чингисхан.
Чингисхана часто описывают как кровавую историческую фигуру, которая творила чрезвычайно жестокие вещи. Но все его насилие поддается простым объяснениям, Тэмуджина нельзя назвать безумцем. Он мог психануть, отомстить, но садизмом не страдал, хотя его методы очень жестоки: например, сварить пленных в 70 котлах, залить в глаза серебро — с кем не бывает. Довольно жестко, но мотивация поступков всегда ясна. В этом плане у Чингисхана не было таких «кровавых мальчиков в глазах», как у другого великого завоевателя, повлиявшего на монгольский мир, Тамерлана, который буквально строил после побед пирамиды из черепов убитых им людей, стоявшие десятилетиями.
Утверждения о пытках серебром очень спорны, нормальный монгол не стал бы разбазаривать драгоценный металл. Они, как и все бедные народы, — жадные, но в хорошем смысле. Жадные, как и все кочевники, у которых нет ничего. Богатство монгола — это конь. Он может стать и едой в трудную минуту, и средством передвижения, и средством транспортировки припасов. Кобыла дает молоко, которое можно пить сразу, либо подождать, пока оно сферментируется и станет алкогольным напитком кумысом. А от такого молочка можно и приход поймать.
Если нет еды, но коня убивать не хочется — надрезаешь скакуну шею и питаешься кровью, пока не найдешь нормальную еду. Этот «швейцарский» конь может быть и печкой — берешь кусок мяса, кладешь под седло, едешь-скачешь, постоянно долбишь седло задней точкой, и в итоге мясо коптиться между плотной спиной лошадки и седлом монгола. Остается пропарить — и копченое мясо готово. А если лошадь все-таки пришлось забить ради конины, то ее суставы и лимфы можно перемолоть в клей, необходимый для луков. У составного монгольского короткого лука некоторые детали держались на этом клее. Соответственно, кости идут на рыболовные крючки и так далее.
Люди часто забывают, что Чингисхан положил свою жизнь на дела достаточно региональные — на объединение племен. Тэмуджину повезло родится в период увлажнения степей, когда земля зарастала буйной сочной травкой, на которой можно поднять скот, соответственно, степное население увеличивалось. Это период некого кратковременного биологического подъема степной экосистемы. Но, с другой стороны, в это время нарастало противостояние между кочевниками из-за увеличивающегося населения.
Поэтому неудивительно, что практически всю свою жизнь Чингисхан посвятил объединению степных племен. Когда Тэмуджин закончил с племенами и решил пойти на Китай, ему исполнилось примерно 40 лет. Курултай 1205 года провозгласил его Чингисханом. Существует множество трактовок этого термина, но основная суть в том, что титул означал самого главного человека из всего конгломерата племен.
Для того времени 40 лет — это возраст дедушки, когда пора «уходить на пенсию», но история Чингисхана только начиналась.
Ранее на Бабре:
История Монголии: в каком мире родился Чингисхан
Фото: National Geographic, chinasage.info, dailyherald.com